Большой воды под килем!

7 июля – День работников морского и речного флота России

00:00, 06 июля 2013г, Общество 1263


Большой воды под килем! Фото №1

Для судоводителей нашего региона пара последних лет выдалась непростой: ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство» избавляется от части своих активов. Пассажиро- и грузоперевозками в Барнауле теперь занимается ООО «Барнаульский речной порт», которому по договору аренды принадлежат причальная стенка и прилегающая территория на речном вокзале.

Ну, поплыли?

- Этот год для нас знаковый: начинаем работать уже как самостоятельная структура, – рассказал генеральный директор Барнаульского речного порта Александр Крук. – До недавнего времени мы арендовали буквально всё. Благодаря помощи краевой администрации эту проблему решаем, выкупаем выставленные на продажу суда.

Сейчас на балансе новой фирмы четыре «Москвы» и три ПТ. Корабли немолодые, но ремонтные работы проведены. Всё лицензировано, сертифицировано и находится под неусыпным контролем нескольких государственных организаций.

- Такого, как с «Булгарией» в 2011 году, у нас быть не может, – подчеркнул Александр Крук. – Контроль теперь настолько жёсткий, что прямо слёзы брызжут. Но, наверное, это и правильно. Жизнь и здоровье пассажиров – главное…

Новое предприятие ещё год арендует участок на «Ковше» – там, где в последнее время зимовал флот. По завершении сроков Барнаульский речной порт сменит дислокацию. Сейчас в районе посёлка Восточного ведётся обустройство территории, уже перебазирован один из нескольких портальных кранов.

- Участок в четыре гектара, 700 метров причальной стенки – это уже наше, – пояснил гендиректор.

Люди и немного грузов

Как рассказал Александр Крук, с самого начала своей самостоятельной работы предприятие сделало упор на организацию именно пассажироперевозок. Маршруты до самой Бобровки никуда не денутся. И всё так же будут бегать теплоходы вниз по Оби до Зелёного Клина. Ну и прогулки по воде – куда без них! Вообще, речной флот не только экономически выгодный в перспективе и социально значимый проект. Это ещё и вопрос имиджа: Алтай потеряет значительную долю очарования без своих корабликов.

- Существующие линии перевозок мы удержим, – объяснил Александр Крук. – Самый главный плюс в переменах – мы получаем самостоятельность. Цены и направления транспортных потоков теперь можно будет согласовывать с региональными властями напрямую.

Вот грузового флота стало меньше. Прежде численность составов (в каждом – теплоход и несколько барж) доходила до 15. Осталось всего четыре.

- Под Салехард мы теперь не ходим, – рассказал генеральный директор. – Для движения по Обскому морю нужен особый допуск для судов. Но впоследствии сможем, конечно же, были бы заказы. Сейчас из Камня-на-Оби доставляем щебень разных фракций, заходим за ним и в Бийск. Песок можем предложить свой, добываем в границах Барнаула.

Дёшево и много

Как показывает практика, перевозки грузов по реке куда менее затратны, чем сухопутные. Во-первых, две баржи держат сразу около 2000 тонн. Объёмы просто огромные. А во-вторых…

Вот скажите, во сколько обходится поддержание того же Чуйского тракта в надлежащем виде? Сотни и сотни тысяч рублей. А с нынешним интенсивным движением многотонных самосвалов и фур он разлетается вдребезги. Словом, ремонт неширокой (скажем уж прямо) федеральной трассы, по которой тянутся необгоняемые колонны большегрузов, – это же огромные государственные деньги! Почему бы в навигацию не воспользоваться водным путём? Обь – вот она, течёт совершенно бесплатно.

- Промерили фарватер, обозначили судовой ход, – перечисляет свои дорожные расходы Александр Крук. – Вот, пожалуй, и всё…

Генеральный директор признался, что специально сравнивал цены перевозок того же гравия из Бийска в Барнаул. Считал и так и этак… По реке всё равно дешевле получается. Даже с учётом погрузки-разгрузки.

Сплошная романтика

По словам Александра Крука, команда, с которой он сегодня работает, – люди особые:

- Замечательные, крепкие, настоящие профессионалы. – Настроены на работу. Но вот средний возраст, как и у меня, за 50. В перспективе – увеличение заработной платы, чтобы привлечь молодёжь.

Однако вот так сразу взять и подняться в рубку хозяином у новичка не получится. Чтобы воспитать капитана, полноценного командира судна, нужно 10 лет.

- Я в своё время учился в Новосибирске по направлению «Судовождение», – рассказал Александр Крук. – По окончании поступил на судно всего лишь вторым штурманом. Набрал ценз – стал первым штурманом. Сейчас на руководящей должности, но очень хочется стать капитаном. Профессия интересная, романтичная. Буду получать допуски на капитанскую должность.

Готовят специалистов для речфлота в Новосибирске – в командном речном училище им. С.И. Дежнёва и в государственной академии водного транспорта. По словам Александра Александровича, Барнаульский речной порт готов направлять выпускников школ на обучение: «Пусть из десяти хотя бы двое вернутся к нам, и уже будет хорошо».

- Все наши проблемы решаемы, верю в это, – сказал твёрдо Александр Крук. – Впереди у нас много лет успешной работы. Ведь флот является важной составляющей транспортного комплекса, неотъемлемой частью всей государственной экономики. Он играет весомую роль в реализации всей транспортной стратегии России. В день профессионального праздника желаю коллегам крепкого здоровья. А тем, кто сейчас на вахте, – большой воды под килем!

Денис СТРЕЛЬЦОВ

Фоторепортаж