Писатель и театр

От феноменального успеха, через забвение – к возрождению интереса

00:00, 20 июля 2013г, Культура 2042


Писатель и театр Фото №1

Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, как всегда, не остался в стороне от шукшинского праздника: там 18 июля состоялась презентация книги «Театр Шукшина в России». Это последний труд известнейшего театроведа и историка Ирины Свободной, ушедшей из жизни этим летом. Кроме того, в Театральном зале музея открылась выставка, представляющая лишь крошечную часть сокровищ, собранных благодаря Ирине Николаевне. На презентации выступили артист театра кукол «Сказка» Юрий Антипенков с монологом из спектакля «Житейские истории» Олега Пермякова, а также мастер сцены краевого театра драмы Михаил Переверзев с шукшинскими рассказами.

Выставка посвящена теме художественного воплощения литературного наследия Василия Макаровича Шукшина в сценическом искусстве – в экспозиции представлены несколько рукописей и первые публикации его произведений для театра, а также материалы легендарных постановок в театрах Москвы и Ленинграда и лучших спектаклей провинциальной сцены. В витрине, в частности, можно увидеть тетрадь с рассказами «Верую», «Срезал», «Забуксовал» и другими.

Экспозиция выстроена в некоем хронологическом порядке и открывается афишей спектакля «Характеры» Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Спектакль, премьера которого состоялась в ноябре 1974 года, был поставлен режиссером А. Гончаровым. Кроме афиши здесь можно увидеть театральную программу и фотографии, запечатлевшие сцены из спектакля.

Подобным образом музей рассказывает еще о нескольких знаковых спектаклях – «Энергичных людях» в БДТ им. Горького, которые поставил Георгий Товстоногов (есть совместные фото режиссера с Шукшиным, а также снимок писателя на читке пьесы), «А поутру они проснулись» в «Современнике» (режиссер Иосиф Рейхельгауз). Есть программа-либретто Большого театра к балету «Калина красная» на музыку Евгения Светланова. Наконец, представлена афиша спектакля «Степан Разин» Вахтанговского театра, в качестве режиссера и исполнителя главной роли в 1978 году выступил Михаил Ульянов (в музее хранится также программка с его автографом). Что же касается алтайских театров, то здесь можно увидеть как свидетельства успешных шукшинских спектаклей, так и материалы к нереализованным постановкам (эскизы декораций, макеты сценической установки). Завершается это хронологическое представление театральной вселенной писателя спектаклем Театра наций «Рассказы Шукшина» в постановке Алвиса Херманиса. И главное – огромное количество фотографий, которые позволяют нам понять, какими видели режиссеры шукшинских героев в разные годы.

– Выставка охватывает 40 лет постановок произведений Шукшина на сцене – как пьес, так и инсценировок его рассказов, – сказал на открытии директор музея Игорь Коротков. – Мы также издали книгу, которая подводит итог этим сорока годам, но поняли, что она устаревает уже по мере выхода: слава богу, на сцене ведущих театров идут спектакли по шукшинским произведениям. Это очень правильно и радостно. В свое время театр Шукшина был феноменом, который потряс всю страну своей откровенностью и злободневностью тем. Он имел такой отзвук, что до сих пор в наш музей поступают все новые экспонаты, связанные с его творчеством.

Игорь Коротков заметил, что музей сегодня обладает самой большой коллекцией, связанной с театральным творчеством Шукшина.

А о том, какую роль в создании этого богатого собрания сыграла Ирина Свободная, рассказала Елена Огнева, заместитель директора ГМИЛИКА по научной работе:

– Ирина Николаевна работала в музее с 1992 по 1999 год, а также с 2010-го и до самой смерти. Сегодня мы представляем последнее издание, составителем которого она была. Большинство присутствующих знает, что Ирина Свободная была настоящим хранителем театральной истории в нашем крае, человеком удивительно талантливым, бесконечно любящим театр и, что более важно, любящим людей театра. Выпускница Высшего театрального училища им. Щукина по специальности «Режиссер драматического театра», она начинала работать помощником режиссера, заведующей труппой Алтайского ТЮЗа. У нее был известный в Барнауле студенческий театр «Плот», а позже своя театральная студия «Дебют», в которой она воспитала много талантливых актеров. В 2000-е годы она была заведующей литературной частью краевого театра драмы им. Шукшина и много сделала для того, чтобы театр оправдывал свое имя: вела лекторий, оформила выставку о шукшинских постановках, в 2009 году создала на сайте драмы специальный информационный ресурс – предтечу этой книги. Также она подготовила инсценировку «Праздники детства» для Молодежного театра Алтая.

По словам Елены Огневой, именно Ирина Свободная вытащила из небытия местную театральную историю, а темой шукшинского театра она заболела еще в начале 90-х. И когда в 1997 году она получила грант от Российского гуманитарного научного фонда на проведение исследования по истории сибирского театра, собирая материал, побывала во всех крупнейших сибирских городах, а также в Москве и Петербурге, и везде обязательно спрашивала о шукшинских спектаклях.

О том, насколько заметным явлением был шукшинский театр в конце 70-х – начале 80-х годов, свидетельствует статистика. В период с 1981 по 1985 год в стране шло 28 наименований шукшинских спектаклей, которые были поставлены 8,5 тысячи раз, и на них побывало более 4,5 миллиона зрителей. Средняя посещаемость этих постановок – 524 зрителя на каждом спектакле! Шукшин тогда опередил Розова и шел наравне с Островским и Горьким – феноменальный успех.

На 90-е пришелся спад интереса театров к его творчеству, и именно в это время Ирина Свободная обратилась к изучению этой темы, так что ей было отрадно видеть, как в конце 2000-х идеи Шукшина вновь стали актуальны и востребованы. Это и подвигло ее завершить свой труд и создать антологию шукшинских спектаклей на российской сцене.

– В книге действительно все изложено от самого начала, большой раздел посвящен алтайским театрам, а завершает ее хронограф шукшинских спектаклей, в котором отражено более 200 постановок. Издание иллюстрировано, обогащено документами, содержит воспоминания, очерки и рецензии. То есть о шукшинском театре рассказано голосами людей, которые его творили, – подчеркивает Елена Огнева.

Книга вышла в свет при поддержке краевой администрации в рамках конкурса 2012 года на издание литературных произведений. Тираж – 450 экземпляров – распределен в библиотечной сети края, так что все желающие смогут убедиться: театр Шукшина в России действительно крупное культурное явление национального масштаба.

Фоторепортаж