Самый редкий факел

10:58, 27 сентября 2013г, Спорт 1906


Самый редкий факел Фото №1

В традиционной рубрике «АП» – продолжение рассказа о наиболее интересных фактах из истории эстафеты олимпийского огня, без которой сегодня невозможно представить главные соревнования четырёхлетия. Сегодня мы поведаем вам о том, как факельная эстафета проходила на Играх-1984 в Лос-Анджелесе.

После сообщений о крупных финансовых потерях организаторов летних Олимпийских игр 1976 года в Монреале (выплату долга в $5 млрд. Канада закончила только в 2006 году) лишь Лос-Анджелес и Нью-Йорк выразили заинтересованность в проведении Игр 1984 года. Регламентом Международного олимпийского комитета запрещено участие в предвыборной гонке городов из одной страны. Поэтому Олимпийский комитет США провёл внутренние выборы, по итогам которых и определился город-хозяин Олимпиады. Голосование завершилось победой Лос-Анджелеса.

Лос-Анджелес стал третьим по счету городом после Парижа (1900, 1924) и Лондона (1908, 1948), который вторично получил возможность принимать у себя Олимпийские игры. К сожалению, большая политика не оставила в покое самое значительное спортивное событие мира и на этот раз. Око за око, теперь Советский Союз призвал к бойкоту. К призыву СССР присоединилось 13 стран, но тем не менее на Олимпиаду прибыло 6800 спортсменов из 140 стран мира, в том числе и коммунистическая Румыния.

К лос-анджелесской Олимпиаде было изготовлено всего 5000 факелов, что в последующем сделало их с трудом добываемой коллекционной ценностью. Факел летних Игр 1984 года был изготовлен из сплава стали и латуни, а его рукоятка обтянута натуральной кожей. Кроме этого верхнюю часть факела венчала гравировка, на которой был изображен стадион Лос-Анджелеса, принявший не только Олимпиаду-1984, но и Олимпийские игры 1932 года. Благодаря этой гравировке факел окрестили одним из самых мемориальных в истории современных Игр. Кстати, организаторам соревнований так понравился результат труда дизайнеров и инженеров, что даже талисман лос-анджелесских соревнований – орленок Сэм был изображен с факелом в одном из крыльев.

Олимпиада в Лос-Анджелесе стала первой успешной предпринимательской кампанией. Организаторы на этом мероприятии заработали 225 миллионов долларов. Все желающие пронести олимпийский огонь смогли воплотить свою мечту всего за 3000 долларов за километр. Желающих было так много, что путь олимпийского огня пришлось сделать очень извилистым. Заслуга такого ошеломляющего экономического успеха принадлежала финансовому гению председателю оргкомитета Питеру Уббероту. В то время как в 1980 году 381 спонсор поддержал зимнюю Олимпиаду в Лейк-Плэсиде 9 миллионами долларов, 30 главных спонсоров Олимпиады в Лос-Анджелесе сбросились по 4 миллиона долларов с каждого. Компании-участники заплатили огромные деньги за возможность рекламы на Олимпийских играх. Телевизионная компания АВС заплатила 225 миллионов долларов за возможность вести прямую трансляцию с Олимпиады. Соса-Сола заплатила за рекламу 50 млн. долларов McDonald’s - 55 млн. долларов и в придачу 9 млн. гамбургеров. Чистая прибыль с Олимпийских игр в Лос-Анджелесе составила 230 млн. долларов. А Питер Убберот удостоился звания «Человек года», его фото красовалось на обложке новогоднего номера журнала Time.

В Лос-Анджелесе отказались от традиционного расселения спортсменов в единой олимпийской деревне и распределили их в общежитие местного университета, что уже ни в какие ворота не лезло. Подобное решение позволило американцам сэкономить массу средств, которые в итоге были пущены на роскошную церемонию открытия. Сотни тысяч зрителей смогли наблюдать это событие в Колизее и на экранах телевизоров. На стадион приземлился «космический» корабль, 24 пианиста играли знаменитую «Голубую рапсодию» Гершвина. Джина Хемфилл, внучка олимпийского чемпиона Джесси Оуэнса, внесла на стадион олимпийский огонь и на беговой дорожке передала его олимпийскому чемпиону 1960 года Рейферу Льюису Джонсону. Последний поднялся на самый верх Колизея. «Все было похоже на картину, и солнце превращало своими лучами в произведение искусства все происходящее», – вспоминал Рейфер о том, как бегом поднимался наверх с горящим факелом над головой. Оказавшись на самом верху, он неторопливо повернулся, отсалютовав факелом толпе, прежде чем воспламенить газовую струю, вознесшую огонь к олимпийским кольцам, к олимпийскому факелу, установленному над стадионом.

Новости партнеров
Фоторепортаж