Последний рубеж интеллектуалов

00:00, 19 октября 2013г, Общество 2074


Последний рубеж интеллектуалов Фото №1

15-17 октября в Барнауле проходила Международная научно-практическая конференция «Краеведение: потенциал развития в XXI веке».

Поскольку на Алтай приехали специалисты библиотечного дела из других регионов нашей страны и Казахстана, они также обсуждают проблемы краеведческой деятельности библиотек в рамках XIV Вероссийского научно-практического семинара.

Всякая сосна своему бору шумит?

«Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить» – обращался к прохожим плакат начала двадцатых годов прошлого века.

Увы, современные россияне перестали быть самой читающей нацией. По статистике, больше всех сейчас – почти 11 часов в неделю – общаются с книгой индийцы. Жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне…

Интерес к литературе, к чтению падает. Если вспомнить Пушкина, пробуждавшего в россиянах дивно близкое нам чувство любви к Родине:

Земля была б без них мертва,

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

Казалось бы, есть шансы для возрастания интереса соотечественников к краеведению, которое именуют последним рубежом интеллектуалов. Но внутренний туризм, как, впрочем, и въездной, несравним с мощными потоками соотечественников, направляющихся в Таиланд, Турцию, Египет и Чехию. Общение с книгами, артистами театров и филармоний, гидами музеев и турфирм заменяют компьютеры и иные электронные гаджеты. Современному читателю, зрителю, слушателю подавай новые информационные продукты, которые краеведы либо не умеют, либо только учатся «выпекать».

В Екатеринбурге есть музей Дмитрия Мамина-Сибиряка, в фондах которого хранится 193 издания из книжного собрания уральского писателя.

Подобная картина нередка, когда в условиях политических потрясений и цензуры ХХ века ценные экспонаты, документы, книги сохранились лишь в местных и ведомственных музеях, архивах и библиотеках. Их фонды поныне недоступны не только читателям, посетителям, но и исследователям. Так устроена психология некоторых музейщиков и архивистов: «Это – наши фонды, мы их храним и никому не дадим».

Однако в мире наблюдаются иные тренды. Я, к примеру, посещал парижский Лувр, другие зарубежные и российские музеи. Чтобы познакомиться с их коллекциями, конечно, не хватает времени, отведённого для экскурсий. Но выход давно найден: тут же, в музее, можно приобрести CD-диски, альбомы, проспекты и книги, которые достойно представляют великолепные коллекции.

Местные же музейщики хранят большинство экспонатов в запасниках и гордятся этим. Старые книги для них – ценные экспонаты, которые никому нельзя трогать руками. Тем более что для работы с ними в музее, как правило, нет ни читальных залов, ни библиотекарей.

Несколько лет назад мне довелось вблизи видеть подобную картину. На Алтай с Украины приехал Игорь Топоров – внук известного просветителя, писателя, автора удивительной книги «Крестьяне о писателях» Адриана Топорова. Привёз два чемодана личных вещей и рукописей деда, передал их в один из музеев Барнаула. А во время поездки в села Косиха и Верх-Жилино, где в 1920 годы работал подвижник народного просвещения, проговорился их жителям и музейным работникам о своём даре. Так вот: сотрудник барнаульского музея не оставила никаких надежд на то, что её коллегам в Косихинском районе что-нибудь достанется от наследия Топорова. Но и поныне на сайте данного музейного учреждения эти дары не числятся в списке наиболее ценных (уникальных) коллекций.

Как же прививать жителям Косихинского района любовь к родному краю, если то, что связывает их с большим писателем, прославившим их предков, недоступно?!

В Екатеринбурге всё же удалось договориться библиотекарям, которые взялись не только перевести тексты в электронный вид, но и описать коллекцию, составить библиографию, сотрудникам музея, у которых нет даже техники для оцифровки и опыта в работе со старыми книгами, и учёным УрГУ, донесшим итоги большой работы до широкой публики.

На дворе – новая «ЭРА»

Это вообще серьёзный культурный ресурс – совместная работа, создание корпоративной базы. Казалось бы, что делить в сельском районе или небольшом городке местным библиотекарям, музейщикам и архивистам?! Ан нет, у каждого ведомства свои информационные продукты, свои проекты, свои отчётные показатели. В этих условиях не всякий пожелает отдать инициативу в чужие руки. А в итоге страдает дело.

Но вот в том же Екатеринбурге областная библиотека составила серьёзную конкуренцию туристическим фирмам города. Один из её сотрудников принялся проводить экскурсии по улицам города. Он имеет культурологическое образование и изучил буквально до брёвнышка каждый дом и до седьмого колена – их жильцов. На его экскурсии записываются на месяцы вперёд. Причём для обладателей читательского билета путешествия в прошлое города – бесплатные. А библиотека отметила неожиданный наплыв новых читателей. Вот что значит предлагать новый продукт и вкладывать в дело душу!

Правда, новые идеи, как известно, плохо укладываются в старые регламенты.

К примеру, в нашей Алтайской краевой универсальной научной библиотеке имени Вячеслава Шишкова (АКУНБ) в прошлом году появился краеведческий портал «ЭРА» – «Электронные ресурсы Алтая». Между прочим, библиотекарь отдела краеведения Ольга Малышко – инициатор и организатор его создания – стала лауреатом премии президента страны для молодых деятелей культуры 2012 года. В «ЭРЕ» впервые комплексно представлены уникальные электронные ресурсы нашего региона: сводная база данных «Алтайский край», «Электронная библиотека» (база текстов дореволюционных и редких изданий из фондов библиотеки), оцифрованные коллекции краеведческих изданий и изданий библиотеки. А в социальной сети «ВКонтакте» появилась страница «Алтайское краеведение». Так вот, почти всю эту работу сотрудники отдела краеведения АКУНБ вынуждены выполнять во внеурочное время, не получая никакого вознаграждения, так же как их коллеги в Рубцовской муниципальной библиотеке, где уже несколько лет существует виртуальная справочная система «Спроси об Алтае».

Словом, назрела необходимость изменения старых регламентов, инструкций. Но в том же Екатеринбурге уже нашли выход, создав в штате библиотеки отдел культурно-массовых коммуникаций. Его сотрудники могут хоть сутками висеть в Интернете, в их обязанности как раз входит обслуживание подобных проектов.

Как отмечали участники конференции, многие краеведческие тексты откровенно скучны, особенно для детей и подростков, а многие подходы в краеведческой работе устарели.

Попросите для интереса в любом краеведческом музее региона рассказать что-либо о земляках – участниках Первой мировой войны, 100-летие которой мы будем отмечать в будущем году. В лучшем случае назовут несколько фамилий. А ведь в ней участвовало до 300 тысяч жителей Алтая, значительная часть которых погибла. Ту войну называли не только империалистической, но и Великой, Второй Отечественной! Это ведь тоже наша история, которую не сумели сохранить не только в музеях, в сёлах и городах, но даже и в семьях.

Представители многих народов свято чтят память своих далёких предков. У нас же не редкость, когда человек знает свою родословную только до дедушек-бабушек. Но без корня и полынь не растёт.

Ниже остаточного уровня

Тревожную информацию озвучила один из основных докладчиков научно-практической конференции заместитель директора Иркутской областной библиотеки Лариса Сулейманова: «…над тридцатью тремя тысячами сельских библиотек России нависла серьёзная угроза». Оказывается, в российском бюджете предстоящего года из-за очередного витка финансового кризиса, вероятно, будут отменены трансферты для комплектования низового звена библиотечной системы страны, того самого, которое является наиболее доступным для основной массы читателей. А это грозит уничтожением одного из основных центров краеведческой работы в России.

Некоторые ретивые чиновники уже твердят: «Всё оцифровать, библиотеки закрыть». Однако лишь для копирования местных изданий и книг, к которому местные библиотеки почти не приступали, необходимо время. Иначе будет в очередной раз уничтожена огромная краеведческая база, которую копили десятилетиями, если не столетиями.

А ведь именно в библиотеках старых учебных заведений (не обязательно высших), в местных музеях много лет лежат без движения экспонаты, книги, документы, о которых даже не догадываются исследователи, подчеркнула в выступлении Надежда Балацкая, старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки из Санкт-Петербурга. Она призвала защищать маленькие библиотеки от вымирания.

Вероятно, в условиях недофинансирования культуры, в том числе программы «Наследие», рассчитанной на краеведческую деятельность, финансовые резервы придётся поискать в подпрограмме «Туризм». А опыта такой работы у культ-работников не так уж и много. Хотя некоторые регионы, в том числе Алтайский, Пермский края, Свердловская область, имеют наработки. В частности, на Алтае, по словам известного историка Вадима Бородаева, формируют электронную базу, по заявкам краеведов создают коллекции «Алтайские краеведы», «Алтай в трудах учёных и путешественников».

Особая статья – распространение краеведческой литературы.

Как автор четырёх документальных краеведческих книг серии «Неизвестный Алтай» скажу, что абсолютное большинство книжных магазинов в Барнауле и крае подобную литературу, уж не говоря о книгах стихов и художественной прозы, попросту не принимают на реализацию. Какое уж там распространение краеведческой литературы, если хозяева книжных магазинов (как правило, иногородние) просто запретили брать книги местных авторов?!

Мне нередко доводится освещать работу подобных форумов. Отмечу, что деловой настрой участников научно-практической конференции в АКУНБ приятно удивил. 60 гостей и хозяев форума договорились, что «плохой доклад – если нет вопросов». И вправду, вместо традиционных приветствий и рассказов о красотах своих регионов выступающие сразу же говорили по теме. А вместо аплодисментов получали трудные вопросы. И даже стойко исполняли то, что не обозначено в регламенте: ежедневно собирались в гостинице на вечернее третье заседание.

Фоторепортаж