КУМА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

00:00, 22 июня 2010г, Общество 1945


КУМА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Поселок Октябрьский, что в Суетском районе, расположен в девяти километрах от районного центра. Тряская сельская шоссейка вьется вокруг колков и лесополос. Когда-то этот населенный пункт назывался просто и незатейливо – Ферма №2. Так в паспортах некоторых местных старожилов в графе «место рождения» и обозначено – «Ферма №2». Говорят, это создавало местным жителям определенные трудности при оформлении гостевых виз за границу. Не верят иностранцы, что может быть населенный пункт с таким названием. На карте же от былого уже и следа не осталось.

А едем мы в гости к человеку, которого в этом небольшом степном поселке знают все от мала до велика. Потому что Галина Петухова работает заведующей местным фельдшерско-акушерским пунктом уже 35 лет.

Как и положено в медицинском учреждении – ждем своей очереди. На прием отец привез мальчонку, которого укусил клещ. Нужно везти его в райбольницу. Желаем ребенку, чтобы обошлось без осложнений, и заходим в кабинет. На стене – фотографии с веселыми мордашками новорожденных односельчан. А под ними – подставки с медицинскими картами жителей поселка.

- Сегодня в Октябрьском живет 194 человека, - рассказывает Галина Алексеевна. - Естественно, бабушек-дедушек знаю по имени-отчеству. Дату рождения всех детей, которые родились здесь при моей работе, помню… Часто ли бывают вызовы к больным на дом? А как без них? С 1975 года каждый вечер ложусь спать - и в отдельном месте одежда и медицинская сумка – на случай чего-то экстренного….

- А как муж к этому относится? – спрашиваю нашу собеседницу.

- Раньше нервничал… В те годы и по три раза за ночь за мной, чтобы доставить к больным, приезжали. Теперь обращаться стали реже. Да ведь и народу здесь стало жить меньше… Пока привожу себя в порядок, идет открывать дверь, узнает, кто и что случилось…

И на чем только поездить не пришлось! На тракторах, как гусеничных, так и колесных, на лошадях… Лучше К-700 человечество вездехода не придумало (смеется)! Да и он с нашей распутицей не всегда справляется. Когда здесь поселились, в поселке совсем не было дорог – одни направления. В распутицу или буран все они становились непроезжими. Но болезнь ведь ждать не будет. Теперь, конечно, проще: вызываем из районной больницы «скорую помощь» и отправляем человека на лечение.

– Какой самый запоминающийся случай в вашей практике с этим был связан?

– Да много их за эти годы… Получше повспоминать, так, наверное, на целый роман хватило бы (улыбается). Ну вот, к примеру… весной это было. А весна для меня – самое тяжелое время. Наваливаются на односельчан смерти, тяжелые болезни. Рожают чаще. Так вот настало время одной женщине рожать. Это были у нее, если не изменяет память, уже седьмые роды. И пациентка наотрез отказалась ехать в райбольницу. Говорит: «Ты, Галина, – опытный фельдшер, принимай у меня дома». Прихожу к ним, а там… как принимать роды, если вся детвора вокруг бегает. Да еще осложнения есть по акушерской линии. Мало ли что – нужен врачебный догляд. В общем, звоню в районную больницу, чтобы дали мне в помощь санитарку. А как ее сюда привезти? На календаре 22 апреля – дорог нет: кругом море разливанное! Хорошо, тогда техники было побольше, чем сегодня. Дозвонилась до почты, попросила у них трактор, чтобы довезли сюда санитарку.

А сама тем временем уговариваю роженицу ехать в райцентр. И в конце концов уговорила. Нужно еще трактор искать – доставить ее в Суетку. В ту пору все эти препятствия преодолевал только «Кировец», возивший молоко с фермы да продукты в магазин. Еле эту женщину подсадили на высокий трактор – едем. С собой необходимые инструменты на случай, если роды начнутся в кабине. Долго ли, коротко, а восемь километров до околицы Суетки мы ехали около восьми часов. Здесь нас уже ждала санитарная машина. Переносим женщину на руках в машину и едем в больницу. В общем, через несколько минут после того, как мы доставили пациентку, она родила. Как раз в двенадцать часов ночи. А в ту пору в больнице на практике была молодая акушерка: она мне потом и говорит: «Ох вы, Галина Алексеевна, и артистка! Что же вы тракторы по всему району собрали, а сами на машине приехали!» Так мне стало обидно, что человек, не понимая нашей специфики, пытается судить…

– Ну а ребенок–то как?

– Нормально все. Эта женщина потом еще пятерых родила. Всего в той семье – 12 детей. Надо отдать должное ее мужу: в первой семье у него было пятеро детей и здесь – считайте сами. Хотя той женщины уже и в живых нет, дети поразъехались…

– Наверное, вы для многих здесь – крестная мать?

– Крещение – это церковный обряд, и его делают не все. А то, что кумой многие в деревне кличут – точно!

– А какое заболевание сегодня самое распространенное в вашем селе?

– Конечно, сердечно-сосудистые… Гипертония почти у каждого. А если нет повышенного давления, то, как правило, пониженное. Почему так? Наверное, экология, стрессы, избыточный вес.

– Ну и выпивка, наверное, как без нее?

– Это точно! Пьют нынче серьезно. Ведь раньше не было такого! Приходишь на вызов, а там пенсионер весь синий лежит – тахикардия, весь трясется, стонет: «Галина, спаси, помираю»! Начинаешь спасать.

– Наверное, клянется, что пить больше не будет?

– Куда там (Галина Алексеевна машет рукой)! На недельку бы этой реанимации хватило.

– А в чем, на ваш взгляд, заключается счастье сельского доктора?

– Да, наверное, как и у любого другого: когда ты спас жизнь человеку. Как-то позвали меня на дом к одной бабушке. У нее инсульт – лежит на кровати без сознания. А на улице метель: света белого не видно. Телефонной связи в селе нет – где-то в поле провода оборвало. А сотовых телефонов тогда не было. Начала я этой бабушке делать, что необходимо. Но никак не получается привести ее в полное сознание: вроде очнется, а потом давление скакнет и опять... В общем, почти всю ночь возле нее просидела. Сама устала – сил нет. В шестом часу утра бабушка очнулась и начала со мной разговаривать. А я, видно, стресс сказался, как начала реветь и ее целовать… Она на меня глаза выпучила: «Ты чего, мол?» А что я ей скажу? Словно какой-то камень с души упал, облегчение пришло и понимание своей нужности. А та бабушка еще лет пятнадцать потом прожила. Какая еще благодарность медику нужна?

– Значит, необходимы такие ФАПы в небольших селах?

– Конечно, а как без первичной медицинской помощи? Я все время собираюсь уходить на пенсию. Особенно после тяжелых случаев. Морально тяжело. 35 лет здесь живу и столько же, наверное, собираюсь увольняться. Но, с другой стороны, как уволишься, ведь молодежи на смену нет. Уйду, и что тогда – ФАП закроют? Да и я до того сильно люблю свой медпункт – ведь большая половина жизни прошла здесь. И ремонт делала сама: красила, белила, обои клеила. Думаю, как он будет без меня? Вот так и работаю...

Фоторепортаж