Своя колея

00:00, 06 декабря 2013г, Общество 1955


Своя колея Фото №1

Команда водителей междугородних автобусов из Рубцовска не раз побеждала на краевых соревнованиях профессионального мастерства. Вот и в этом году они стали первыми. Бессменный капитан рубцовчан Олег Несмачный успешно выступает на сибирских и всероссийских соревнованиях автомобилистов. Недавно губернатор вручил ему премию за победу в конкурсе «Лучший по профессии».

Пример отца

Когда Олег ещё учился в младших классах, он твёрдо знал, что будет только водителем. И немудрено. Отец Владимир Николаевич работал шофером, а мальчишка старался всё время проводить с ним. Особенно нравилось сидеть рядом в кабине и смотреть на дорогу.

Олег всегда гордился отцом и тем, что тот может отремонтировать автобус. Один раз увидел в гараже его остов. Подумал, что из этого уже невозможно ничего восстановить. Однако через некоторое время отец выехал из ворот на обновлённом автобусе и прокатил на нём сына. Как-то они возвращались из рейса. Вдруг сзади что-то забухало. Владимир Николаевич остановился: «Сынок, сбегай посмотри, что там с протектором?» Олег вернулся в кабину: «Пап, всё нормально». Поехали дальше. Через некоторое время колесо выстрелило. Оказалось, в нём был здоровенный гвоздь. Отец укорил: «Ты куда смотрел?» – «Как ты просил, вниз. А что такое протектор?»

Несмачные родом из села Вострово Волчихинского района. После службы в армии Владимир Николаевич женился на односельчанке Валентине, и они переехали в Рубцовск, где и родился Олег. Окончив восемь классов, в 1982 году он поступил в Рубцовский сельхозтехникум на отделение механизации сельского хозяйства с тайной мыслью получить права водителя без отрыва от учебы. Трактористом работал только на практике. Однажды во время уборки его направили в совхоз-техникум имени Куйбышева. Дали самосвал ЗИЛ-130, который стоял «на приколе». Парень решил его «оживить». Сначала сам копался, а в выходной приехал отец. И через два дня грузовик поехал.

Завгар опешил: «Ты как его починил? Раз такое дело, бери ГАЗ-53, тоже самосвал, будешь картошку возить, которую студенты собирают. Водитель уходит в отпуск». Каково же было удивление мастеров техникума, когда они увидели, что их воспитанник, недавно получивший права, как заправский шофер приехал на поле загружаться! Кстати, Несмачный тогда был секретарём комсомольской организации и сплотил вокруг себя энтузиастов, которые горели желанием поскорее сесть за руль. Андрей Ерёмин, Олег Литвиненко, Виктор Неешко, с которым они с первого класса сидели за одной партой, не жалели времени на изучение техники. Той осенью на практике одному доверили машину, двум другим – тракторы с тележками.

Когда в 1986-м Олег получил диплом об окончании техникума, думал только об одном: где устроиться на работу, чтобы водить машину. Мечтал о дальних рейсах. Но тут пришла пора служить в армии. Попал в Ракетные войска. «Капустин Яр в Астраханской области – это степь, но не такая красивая, как у нас на Алтае, – вспоминает он. – После службы устроился в Волгодонске водителем на «Атоммаше». На микроавтобусе возил рабочих на атомную станцию. Только всё больше тянуло домой, на Алтай. В 1989-м вернулся в Рубцовск, устроился на автопассажирское предприятие, где всю жизнь трудился отец».

С такси на автобус

Никто не доверит молодому парню, хоть и отслужившему в армии, междугородние маршруты. По правилам пассажирских перевозок необходимо три года отработать в городе и пять лет на пригородных маршрутах. Дали такси. Тогда они были одной модели – «Волга» ГАЗ-24. Поначалу думал: «Как можно запомнить в городе все улицы и каждый дом?» А через год мог найти любой закоулочек.

Срыв заказа был только один раз. В ночную смену надо было доставить пассажиров к бийскому поезду, который отходил в четыре часа утра. Адрес: ул. Октябрьская, № 011. Дом должен стоять по нечётной стороне, а его нет. Машина без рации (о сотовой связи тогда понятия не имели). Позже выяснилось, что дом почему-то оказался на чётной стороне. Хотя жалобы не поступило, поехал извиняться. Хозяева заверили, что всё нормально, их гости успели добраться к поезду. «Теперь я знаю, что в городе есть ещё четыре «хитрых» дома, в которых нумерация квартир идёт не как обычно, слева направо, а наоборот», – говорит Олег.

Со стороны кажется, что у таксиста больше свободы, работа интереснее, чем у водителя автобуса, курсирующего по одному маршруту. У Несмачного на этот счёт своё мнение: «Водить автобус престижнее, и ответственность выше – сразу сорок – пятьдесят пассажиров у тебя за спиной. Правда, после того, как пересел с «Волги» на городской автобус, случился казус. Подъезжаю к остановке и сижу спокойно. Думаю, почему это пассажиры не выходят и не заходят, а кричат: «Водитель, двери-то открой!»? Сами, что ли, не могут открыть? Забылся».

Междугородние маршруты – это длинная дорога, разнообразие пейзажей за окном, возможность увидеть весь край и другие города. Олег начал курсировать по ним в 2000 году, стал совершать регулярные рейсы в Барнаул, Бийск, Белокуриху, Новосибирск. Через два года получил немецкий автобус «Сетра», на котором проехал 1 миллион 818 километров без капремонта. Кроме нашего края побывал в Новосибирской, Томской, Кемеровской, Тюменской областях и даже Кызыле (Республика Тува). Сейчас автобус проходит капитальный ремонт.

Олег рассказывает:

– Стараюсь создать для пассажиров уютную, комфортную обстановку. Включаю телевизор, выбираю фильм в зависимости от контингента, так время в пути быстрее проходит. Как-то на 23 февраля поставил «Офицеров». Слышу, в салоне зашмыгали носами, картина берёт за душу. Всю нужную информацию довожу через микрофон, перед ночным рейсом объявляю: «Остановки по требованию», чтобы потом не беспокоить спящих. Прибывая на место, говорю: «Благодарим за поездку с нами». Пассажиры выходят и нас в ответ благодарят. Бывают ли недовольные? Да. Например, в Барнауле у нас определенные остановки, однако некоторые граждане хотят сойти на Красноармейском, где запрещающие знаки, хотя с площади Спартака по нему ходят трамваи.

Под праздники автобус всегда полный, тем не менее некоторые просят: «Возьми, мы стоять будем». На отказ обижаются, иной вслед бросит: «Чтоб у тебя колесо лопнуло!» А ведь по правилам даже багажа в проходе не должно быть. Но в общем, когда положительно настроишь людей на поездку, и отзывы положительные.

«Копейка» под номером 10

Более пятнадцати лет Олег занимается автоспортом. Гоняет автокроссы на «Жигулях». Купил старенькую «копейку», разобрал её. Дочки посмотрели: «Пап, разве она сможет поехать?» Вспомнил, как сам задавал подобный вопрос отцу. Укрепил раму, поставил в кузове жесткий каркас безопасности и сейчас показывает на ней неплохие результаты. Два раза переворачивался, но обошлось. Машина ходит под номером 10. Чаще всего со своей командой выступает на трассах в районе рубцовского села Бобково и в Белокурихе. Говорит, раньше катались на «Волгах», переоборудованных из такси, от предприятия была сформирована целая команда, которая выезжала на всероссийские ралли. Семь последних лет на таких соревнованиях выступает Несмачный и не один раз занимал призовые места. Его лучшее достижение в автоспорте – второе место в чемпионате России, который проходил в Новосибирске 7 июля 2007 года. Тогда новосибирец стал первым, а вот третье, четвёртое и пятое места вслед за Олегом заняли его товарищи-рубцовчане. Команда выступила удачно.

– На трассе такая скорость и крутые повороты, как себя чувствует гонщик в кабине?

– Сложно. Если сырая трасса, то видимость ещё есть. А на запылённых участках до бруствера ничего не разглядеть, только габаритные огни впереди идущей машины. Однажды в Барнауле на Казённой Заимке такая пылища поднялась! Я первым вырвался со старта. Но уже на третьем круге догнал последнего. Ничего не вижу, обойти невозможно. В это время меня догнал второй гонщик. Так и плелись. Круги считаются, поэтому на финише все равно был первым.

– Почему автоспорт? Вам мало большого автобуса?

– В обыденной обстановке не слишком узнаёшь возможности машины. А когда сам собираешь технику и стремишься чего-то достичь в спорте, тогда и проявляются все её возможности. Жена говорит: «Олег! Может быть, уже хватит этих гонок, пусть молодёжь ими занимается?» Я не возражаю, пусть едут, обгоняют, приходят первыми, а для меня автоспорт – это возможность совершенствоваться и досконально знать техническую часть автомобиля.

– Сейчас вам 47 лет. В этом виде спорте возраст имеет значение?

– Нет. Ограничивается только нижняя планка, на кузовных автомобилях разрешается ездить с 18 лет. Но мы проводим ещё соревнования на картингах, в которых участвуют мальчишки младшего возраста. В последний раз это было в День города. А подростки пересаживаются на багги – спортивные автомобили без кузова с жигулёвским мотором. Раньше картинги были на городской станции юных техников, в детстве там занимались многие мои товарищи по автоспорту. Сейчас на картингах соревнуются их сыновья. Например, у Виктора Румянцева гоняет десятилетний сын Максим, а старший Кирилл – уже на багги. У Кости Полухина Илье всего третий год, но крутит руль изо всех сил, не оторвёшь. Роберт Тойванен приучил к картингу свою дочку Настю.

Автоспорт – дело азартное. Перед стартом волнуешься, а как с места рванёшь, обо всём забываешь, стремишься быть первым. Бывает, машина подводит – то перегреется, то колесо спустит. Перед соревнованиями спится плохо. Домочадцы подтрунивают: «Скоро автокросс, у нашего папы начнутся бессонные ночи». Кстати, обе мои дочери имеют права и водят машину.

Семейные ценности

Свою половину Олег нашёл, когда работал в такси. Сотни девушек садились к нему в «Волгу» в качестве пассажирок, а он обратил внимание именно на неё – миловидную блондинку со светлыми глазами. Лариса Панарина работала в кондитерском цехе и как-то вечером заказала такси, чтобы ехать в Садгород. По дороге разговорились. На вопрос, почему из всех он выделил именно её, Несмачный ответил: «Она показалась мне очень доброй. Наверное, это была любовь с первого взгляда». Начал сам искать с ней встречи, будто невзначай проезжал мимо её кондитерской. Стояла тёплая осень, начали встречаться, а в марте сыграли свадьбу.

Сначала у них родилась Татьяна, через пять лет – Елена. Отец Олега рано ушёл из жизни, но успел понянчить внучек. До 1997 года они вместе работали на автопредприятии. Как-то Владимир Николаевич ехал на своей машине по городу. На проспекте Ленина ему неожиданно стало плохо с сердцем. Успел остановить машину, чтобы избежать аварии, а вот ему помочь не успели. Олегу позвонили из автоинспекции, сообщили о смерти отца. Он не поверил, помчался домой и увидел, как отцовский «Москвич» заворачивает во двор. Отлегло от сердца. Не сразу дошло, что за рулём сотрудник ГАИ.

Его мама Валентина Васильевна сейчас на пенсии, живёт одна, но сын с семьёй её часто навещает.

Дочери выросли, у обеих сейчас свои семьи. Татьяна воспитывает дочку Настю, Елена – полуторагодовалого сына Илью. Зятьями Несмачный доволен, говорит: «Лишь бы моих девочек не обижали, а с остальным разберёмся». Когда дочки были маленькими, вместе объездили весь Горный Алтай, плавали на Телецком озере, обследовали окрестности Змеиногорска, Саввушки, ночевали под открытым небом у костра. Татьяна с Еленой могут сами поставить палатку, и мужья им под стать. Теперь выезжают на природу всей большой семьёй.

Лариса перешла работать на пассажирское предприятие кассиром. А дома по-прежнему готовит разные вкусности. Олег говорит, может сделать блюдо из ничего, иногда не поймёшь, что это такое? Лариса только улыбается: «Да ты попробуй!» А какие борщи варит! Пироги со свежей капустой получаются отменные, не говоря уже о тортах и куличах по праздникам.

Кроме автоспорта Несмачный увлекается ещё охотой и рыбалкой. Охотится на уток и зайцев. Раньше на открытие сезона в августе выезжал с женой и детьми. Специально для этого купил старенький «уазик». Лариса умеет так утку приготовить, что друзья удивляются. На зайца с другом выезжает зимой. Один раз возвращались из Змеиногорска без добычи. Вдруг Олег увидел, что по трассе в сторону города мчится заяц. А у них ружья уже зачехлены. Ушастый свернул к дачам. Два мужика, утопая в снегу по пояс, целый час гонялись за ним по улицам садоводства. Зверёк сугробы на раз брал, а охотники без лыж в них застревали. Вымокли, обессилели. Заяц словно дразнил, то останавливался, то припускал. Так и ушёл.

В этой связи Олег цитирует свои любимые строки: «Охотника поймёт лишь тот, кто испытал неоднократно надежды полный путь туда и горемычный путь обратно».

Дорожное братство

На междугородних маршрутах взаимовыручка у водителей – дело обычное. Как-то звонят из Новосибирска: «Олег, помоги. Наш автобус, возвращающийся из Усть-Каменогорска, стоит на таможне в Веселоярске. Колесные гайки ослабли, водитель это поздно заметил, разбило диск». Несмачный собрал всё, что нужно, сел с дочерью в свою машину – и в Веселоярск. Помог коллеге заменить колесо. Ведь и самому иногда помощь требуется, хорошо, что есть друзья в Новосибирске, Кемерове, Бийске, других городах. Как-то 7 марта ехал с напарником Максимом Буделёвым. Тот отдыхал, Олег за рулём. В районе Черепаново автобус поднялся на горку и встал. Оказалось, от нагрузки или усталости металла обрезало полуось. Четыре часа утра, салон почти полон. Остановили попутный автобус из Усть-Каменогорска, пересадили пассажиров, после этого позвонили друзьям в Новосибирск. Те привезли кучу запчастей. На месте сделать ремонт не удалось, вызвали техпомощь, отбуксировали автобус в новосибирское АТП. Пока наши водители отсыпались, в мастерской им всё починили.

– Без взаимовыручки водителям нельзя. Мы и молодых этому учим. Как-то отправили меня в рейс с новичком Тимуром. Он был за рулём, когда проехал мимо стоящего у обочины автобуса. Спрашиваю: «Почему?» – «Он же мне не махал». А вдруг водитель лежит под автобусом и не может дотянуться до какого-нибудь ключа или отвёртки, а может быть, ему надо чаю налить, согреть. Вернись спроси.

Сейчас почти везде сотовая связь, в случае чего можно связаться с диспетчером предприятия или родными. Но бывают разные ситуации. Прошлой зимой в сильный мороз автобус из Горняка сломался в 12 километрах от Рубцовска.

Водитель Геннадий Поправка, наверное, постеснялся сообщить об этом своему диспетчеру, пытался что-то сделать сам. Мы шли из Барнаула, увидели, что водитель замерзает. Я позвонил жене: «Приготовь теплые вещи, горячую еду, термос с чаем». Дочь Татьяна все привезла. Когда мы поняли, что нужна техпомощь, связался с главным инженером нашего предприятия. Конечно, он разрешил выручить коллегу. Зацепили автобус, привезли его в гараж, автостанция уже закрыта была. У автобусников развито чувство братства. Если метель запуржит, ехать дальше нельзя, а водитель не рубцовский, приглашаю его ночевать к себе домой. Не мёрзнуть же ему в автобусе. Однажды и нас выручили. Мы с семьей возвращались с гор, вдруг под Краснощёково сломалась машина. Позвонил коллеге из этого района Валерию Полухину, тот моментально приехал, притащил автомобиль к себе, затопил для нас баню, накормил ужином.

Фоторепортаж