«Какая здесь тишина…»

00:00, 21 января 2014г, Общество 1753


«Какая здесь тишина…» Фото №1

«Неостывшая память» – так называлась состоявшаяся 17 января в военно-историческом отделе краеведческого музея встреча школьников (восьмиклассники лицея № 129) с ветеранами-блокадниками, приуроченная к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда.

Мария Рекуц пришла на эту встречу с сестрой Валентиной Поляковой. 70 лет назад они носили фамилию Сергеевы, Марии было шесть лет, а Валентина родилась в марте 1941 года, и при начале блокады ей было полгода. На мой вопрос, помнит ли она что-то из тех блокадных дней, Мария Рекуц сначала вспоминать о тех временах отказывается:

– Много помню. Но страшно было, не могу говорить.

А потом все-таки рассказывает…

– Папочка наш сидел по политической статье. Когда война началась, его отправили в штрафбат. Вечерами мамочка затягивала окна темной тканью. Она с другими женщинами дежурила на крыше, а мы, дети, таскали туда землю и песок – кто ведерками, кто в бидончике. А потом к нам однажды пришли и сказали, что детей будут эвакуировать. Мамочка собрала нас. На руки каждому приклеили бумажку с фамилией, именем-отчеством. Помню, на вокзале нас усадили в поезд, родители стояли за железной оградой, поезд тронулся и все дети как заревут: «Мама!» Родители бросились на этот забор, и его свалили… Потом налетели немцы и стали нас бомбить. С нами была старшая сестра Людмила, ей было тогда 10 лет… Она Валентину выкинула из вагона, а я уцепилась за поручень и не иду. А фашист летает низко – морду его до сих пор не забуду. Она оторвала меня от поручня – и под откос. И там нас обеих собой накрыла… Она нас спасла…

На Алтай в годы Великой Отечественной войны было эвакуировано около четырех тысяч ленинградских детей.

– Когда приехали на Алтай, один мальчик, которого вытащили из эшелона, вдруг закричал: «Победа! Победа! Кончилась война! Какая здесь тишина…» – рассказывает Светлана Ерыгина, блокадница, нынешний председатель краевой общественной организации «Жители блокадного Ленинграда».

Но не только ниточками этих детских жизней связан наш край с Ленинградом.

– Тысячи наших земляков воевали под Ленинградом. Его защищали сформированные на Алтае воинские части… – рассказала директор военно-исторического отдела Надежда Лямина. – В 1942 году в Барнаул из Ленинграда эвакуирован Невский машиностроительный завод – это наш нынешний
«Сибэнергомаш».

«Герой Советского Союза Федя Фомин» – так назывался один из торпедных катеров Балтийскго флота. Федор Фомин 18-летним парнем работал на Барнаульском меланжевом комбинате, из Барнаула в 1936 году ушел на службу. В 1941 году командовал танковым взводом. 16 ноября его танк был подбит, но Фомин с экипажем остался в машине и пять суток вел бой. За это ему присвоили звание Героя. Но звезду он получить не успел – пропал 16 февраля 1942 года у деревни Погостье Ленинградской области. Только спустя 30 лет в Синявинских болотах был найден танк с останками Фомина и других членов экипажа. А в войне в честь погибшего героя назвали один из девяти торпедных катеров, построенных на средства жителей края и воевавших потом на Балтике.

Еще два наших земляка – Александр Красилов и Леонтий Черемнов из села Старая Тараба Кытмановского района воевали вместе на Волховском фронте. 29 января 1942 года они в составе небольшой группы переправились на немецкий берег реки Волхов для разведки. Однако начался бой, в ходе которого бойцы попали под огонь двух дзотов. И тогда один дзот закрыл собой Леонтий Черемнов, а другой – Александр Красилов и командир группы сержант Иван Герасименко. Своими жизнями они спасли жизни других.

Железный свидетель тех лет – 80-миллиметровый миномет, на металлической табличке которого выбито «Кировский завод. 1942», а это значит, что миномет выпущен в самые тяжелые месяцы блокады на заводе, прямо возле цехов которого пролегала линия фронта. Почти наверняка в свой первый бой миномет вступил тут же, в окопах возле заводского цеха.

Татьяна Нетбайло, учительница истории лицея № 129 и руководитель поискового отряда «Память», передала найденные в Карелии на местах боев реликвии – каску, кружку, жестяную банку, прошитую пулями в нескольких местах.

Ветераны-блокадники и школьники стали первыми, кто увидел книгу «Они пережили блокаду», изданную по инициативе КОО «Жители блокадного Ленинграда» на грант губернатора края.

Это воспоминания блокадников, большинство из которых в годы войны были еще детьми. Но жизнь им досталась, какой не дай бог и взрослому. Зинаида Мягкова, которой в начале блокады было 8 лет: «Мы лежали с трупами брата и сестры в одной койке, валетом, пока мама не пришла…» Тамара Ливадина, ей в 1941 году исполнилось 12 лет: «В 1942 году мама умерла от голода, потому что свой паек она отдавала нам, детям…» Валентина Лескина, в 1941 году восьмилетняя девочка: «Летом я ходила собирать лебеду, но и ее почти не было…» Лидия Семченко, в 1941 году ей было 11 лет: «Братьев схоронили в общей могиле, я не хотела, чтобы мою сестренку, такую крошку, похоронили так же. Сама сшила ей платьице, сколотила, как могла, ящик и похоронила в подполье частного дома, где мы жили». Читать книгу без слез невозможно. Она переполнена до сих пор не утихшим горем. Страшная правда дневника девочки Тани Савичевой, самого известного документа блокады, умножена на 85 – именно столько авторов у книги «Они пережили блокаду».

К сожалению, тираж невелик – 500 экземпляров. Но хорошо, что эти воспоминания есть, эта память останется. Как сообщила Светлана Ерыгина, книги будут направлены в школьные библиотеки, чтобы дети знали о том, какой ценой досталась Победа.

Фоторепортаж