Большая родня Сергея Ефимова

700 страниц. Именно столько в семейном альбоме, созданном барнаульцем Сергеем Ефимовым. Уж не знаем, может ли этот альбом претендовать на место в Книге рекордов Гиннесса, но на алтайский рекорд – точно!

00:00, 21 февраля 2014г, Общество 3205


Большая родня Сергея Ефимова Фото №1

Это и не альбом даже, а книга с названием «Наша большая родня» и хоть и небольшим, а тиражом – 30 экземпляров про каждую из ветвей огромного родового дерева, корни которого уходят в Алтай и Эстонию, а ветви раскинулись по Уралу, Алтайскому краю, Новосибирской области, в Киеве, Калининграде и Москве.

Первый вопрос: «Как?» Как можно собрать данные на сотни живых и умерших родственников, больше двух тысяч их фотографий, все это сверстать и отпечатать? Сколько труда стоит за всем этим?

– Главной проблемой было ожидание, – рассказывает Сергей Ефимов. – Я, честно говоря, больше ждал, чем готовил книгу. Звонишь – напиши то, это, что осталось от родителей, от дедов. Но, честно говоря, порой так равнодушно люди воспринимали. Я большую часть информации не дождался, потом сам поехал к каждому, рылся в их архивах…

Сам Сергей Ефимов – человек служивый. 23 года в армии, потом 13 лет в милиции. Из армии ушел майором, из милиции – полковником. В армии войны не видел, так в милиции довелось – многократно бывал в Чечне.

– В первый раз в Чечне был в 2001 году. Временный отдел в Шалях. И еще было три заезда по три месяца. Год был тяжелый – 11 человек потеряли. Война за передел территорий, денег. Нефть, нефтеперегонка. Нас они не хотели там видеть. Со всех сторон обстреливали, подрывали… И потом еще семь раз ездил в Чечню с руководством УВД, сначала с Владимиром Вальковым, потом с Александром Олдаком – Грозный, Ханкала, Гудермес, Шали... – рассказывает Сергей Ефимов.

Вроде бы при такой биографии какие книжки? Ан нет, специальность у Сергея Ивановича именно для таких книжек самая подходящая – он кадровик!

– В армии я служил в строевой части в кадрах и в милиции сначала в кадрах, а потом в секретариате – служба делопроизводства и режима. Я дотошный. Люблю, чтобы в документах был порядок. Запросы, подтверждения – подшито все, по полочкам разложено… И не только с документами, но и в жизни так старался, – улыбаясь, рассказывает Сергей Ефимов.

А мы понимаем, что кто другой и не сделал бы всего, что сделал он. И не только для своей семьи. Дело в том, что первая книга-фотоальбом была про другую семью, армейскую.

– Меня брательник подталкивал про семью собрать материалы и фотографии. Говорил: «Только ты это сможешь…» – рассказывает Сергей Иванович. – Но пока служил – некогда. Когда я из армии уволился, собрались однополчане, решили издать книгу про полк. Все – на меня, у остальных желания мало. Но я поступил на службу в МВД – и снова не до книги. Только потом, когда уволился из МВД, желание обострилось уже у меня самого. И я занялся книгой про полк.

Однополчан Сергей Ефимов искал полтора года. В книге «Вой-сковая часть 40885. О тех, кто служил» рассказано о 1200 офицерах, прапорщиках и сержантах-контрактниках, служивших когда-то в гвардейском Невельско-Берлинском ордена Ленина, Краснознаменном, орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого 531-м зенитном ракетном полку ПВО. Который, кстати, дислоцировался на Алтае и в Барнауле.

– 1200 – это те, кого нашел, про кого есть информация. А еще 500 фамилий – это те люди, о которых мы знали, что они служили, но не смогли их найти, – рассказывает Сергей Ефимов.

И только когда книга об армейской службе вышла, он понял, что готов к книге о своей семье.

Родословие начинается с дедов и бабушек – по линии матери Трофима Федоровича и Раисы Андрияновны Кондратьевых и по линии отца Данила Степановича и Екатерины Семеновны Ефимовых. Дальше в глубины веков Сергей Ефимов не погружался – тут бы что есть переписать. Все же 223 (!) человека живых, прямых, двоюродных и троюродных родственников, а с зятьями и невестками – больше трехсот. Причина такой многолюдности простая – деды с бабушками с обеих сторон нарожали по восемь детей!

– Мама, Анна Трофимовна, родилась на Урале. В 1942 году ее мама, Раиса Андрияновна, померла. Дед наш, Трофим Федорович, остался один с восемью детьми. Не бросил их, не запил, не женился… Всех вырастил, – рассказывает Сергей Ефимов. – На войну его не взяли и по возрасту – все же с 1889 года, он еще в Первой мировой участвовал, и по многодетности. Он работал в Москве, потом в Ленинградской области, а в 1947 году семья переехала в Эстонию. А папа мой, Ефимов Иван Данилович, с Алтая, с Алейского района. Его в 1945 году призвали в армию, и в Эстонии он был на разминировании…

Год и два месяца – столько времени ушло на сбор материалов для книги-альбома «Наша большая родня».

– Висел на телефонах, связывался через «Одноклассников», по электронной почте... – рассказывает Сергей Ефимов. – Ефимовы, Кондратьевы, Меркуловы, Козловские, Шумаковы, Винс, Клинкины, Федотовы – это все наши фамилии. Большая часть родни здесь. Но кто-то умер, кто-то переехал. Были настоящие открытия – нашли много родственников, о которых мы и не знали. В Эстонии две семьи родственников водили детей в один детский сад и не знали друг о друге, что родня. У нас в родне есть латыши, эстонцы. В нашей семье до сих пор полная дружба народов. В 2013 году мы у тети моей собрались в Эстонии. Она живет в том самом доме, в котором когда-то жил дед. Родни собралось больше 50 человек. Мне сказали: «Ты нас всех свел, мы через тебя встретились». Вот это моя награда.

Фоторепортаж