Советский Столыпин

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина

00:00, 21 февраля 2014г, Общество 3209


Советский Столыпин Фото №1

Не все знают, что он в молодости шесть лет жил в Сибири, не раз бывал на Алтае. Алексей Николаевич пытался вводить хозрасчет, дал крестьянам паспорта, добавил ещё один выходной день – субботу – и ввёл тринадцатую зарплату. Косыгин был, пожалуй, единственным из когорты правителей брежневской эпохи, кого без всяких оговорок можно назвать реформатором.

Из романтиков – в технократы

В 15 лет будущий советский премьер ушёл добровольцем в Красную армию. Возможно, именно его пролетарское происхождение, участие в Гражданской войне и безупречная репутация технаря помогли Алексею Николаевичу выжить в годы репрессий. После окончания в 1924 году Петроградского кооперативного техникума он был направлен в Сибирь. Работал в кооперативных организациях Черепанова, Новосибирска, Тюмени, Омска, Киренска. Не раз в этот период и позже он также бывал и на Алтае.

В Сибири Косыгин получил первые уроки хозяйственного управления, выучился деловой хватке, навыкам кооперативной работы, получил профессиональные знания, которые пригодились ему в дальнейшей жизни. Именно в Сибири Алексей Николаевич очень полюбил джаз, увлёкся рыбалкой и охотой, занимался волейболом, лыжами, греблей, городками, коньками. «У него были старые коньки «гаги», с допотопными чёрными ботинками, – вспоминает внучка советского премьера Татьяна Гвишиани-Косыгина. – Он обязательно надевал портянки, только портянки, а не носки, иначе, говорил, натрёшь ногу».

Косыгин понимал, что ему надо учиться дальше, уехал из Сибири и в 31 год оканчивает Ленинградский текстильный институт. Но уже через три года, поработав по специальности, становится председателем Ленинградского горисполкома. А в 1939 году его назначают народным комиссаром текстильной промышленности СССР.

С этого поста Косыгин начинает свою сорокалетнюю работу в правительстве страны. Именно ему советские люди обязаны вторым выходным днем, тринадцатой зарплатой, приусадебными участками, первым народным автомобилем «Жигули».

 

«Главный инженер СССР»

Его имя было синонимом надёжности и олицетворением здравого смысла. Недаром его называли главным инженером СССР. Образно говоря, он мог бы сделать гораздо больше, если бы не стоящие над ним «директора».

Косыгина считают отцом советских экономических реформ. В сентябре 1965 года пленум ЦК КПСС поддержал предложения правительства об изменении системы планирования с целью усиления экономического стимулирования промышленного производства. Было решено утверждать сверху только один показатель по труду – фонд заработной платы (прежде их было четыре), всё остальное предприятия должны были планировать сами. А оценивать результаты деятельности предприятий предлагалось по объёмам реализованной продукции, рентабельности производства и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции и услуг.

Эксперимент, проводимый с августа 1964 года на фабриках «Большевик» в Москве, «Маяк» в Горьком и на многих других предприятиях страны, показал хорошие результаты. Однако реформа оказалась набором разрозненных и противоречивых шагов, проводилась непоследовательно, тормозилась властями, а расширение самостоятельности сочеталось с усилением административных и экономических полномочий министерств. Реформы Косыгина столкнулись с жёстким противодействием. Оппоненты критиковали реформы, считая опасным ориентирование на прибыль и товарно-денежные отношения. Мол, это бьёт по плановому характеру экономики и ведёт к росту цен и инфляции, падению дисциплины.

В итоге начатые Косыгиным преобразования к середине 1970 годов были свёрнуты, начался период застоя, цели реформы не были достигнуты.

И всё же, по мнению академика Леонида Абалкина, период 1966-1970 годов был лучшим за все годы советской власти, 8-я пятилетка оказалась самой эффективной, а её автора считают советским Столыпиным.

 

При трёх генсеках

На долю Косыгина выпали, как говорили раньше, три царствования: Сталин – Хрущёв – Брежнев. Непросто складывались его отношения с тогдашним руководителем партии Брежневым. Вероятно, Леонид Ильич ревновал Алексея Николаевича, видел в нём соперника, хотя Косыгин поводов к этому не давал.

Наиболее ярко и публично противостояние Косыгина и Брежнева проявилось на декабрьском (1969 года) Пленуме ЦК КПСС, посвященном вопросам экономики. Второй секретарь ЦК компартии Грузии Пётр Родионов в статье «Как начинался застой», опубликованной в том числе и в «Алтайской правде» 10 сентября 1989 года, писал, что «один за другим выступали ораторы и, направляя стрелы по преимуществу в сторону Госплана, на самом деле метили в правительство и в Косыгина, который его возглавлял. Некоторые речи, особенно тогдашнего первого секретаря Алтайского крайкома партии Георгиева, который даже не говорил, а буквально кричал, словно оказался на многолюдном митинге, отличались явной тенденциозностью, чрезмерной категоричностью, а главное – неаргументированностью и вопиющей бестактностью».

 

Спасительный Алтай

Анатолий Мельников, бывший председатель Барнаульского гор-исполкома, бывавший на приёме у главы правительства, рассказывал мне, что после обычных слов приветствия Косыгин неожиданно спросил гостя из Барнаула: «А в Залесове льнозавод ещё существует?» Будучи депутатом краевого совета и членом его исполкома, Анатолий Иванович знал о судьбе небольшого предприятия в дальнем райцентре края и ответил:

– Существует, Алексей Николаевич. Вместо старого построен новый.

– А как с мостом в Камне?

– Построили, но только железнодорожный.

– Надо внимательнее на него посмотреть – хорошо бы сделать совмещённый с автомобильным.

Косыгин рассказывал в 1970 годы своему заместителю по Сов-мину Владимиру Новикову о том, что в 1949 году во время следствия по «ленинградскому делу» Анастас Микоян, работавший тогда заместителем председателя Совета Министров СССР, «организовал длительную поездку Косыгина по Сибири и Алтайскому краю якобы в связи с необходимостью усиления деятельности кооперации, улучшения дел с заготовкой сельскохозяйственной продукции».

На всю жизнь советский премьер сохранил дружеские отношения с теми, с кем довелось работать в Сибири. Среди них в семье Косыгиных были желанными Фёдор Новиков и Леонид Минаев, с которыми Алексей Николаевич учился в Петроградской школе кооператоров и работал в 1926 году в Новосибирске.

Известно, что другом Косыгина был его однокурсник по текстильному институту Дмитрий Георгиевич Большаков – директор Барнаульского камвольно-бумажного (вероятно, хлопчатобумажного или меланжевого. – А.М.) комбината, впоследствии – заместитель председателя Совета Министров Киргизской ССР и зампред Владимирского совнархоза.

 

Столик без ножек

Дважды, в 1962 и 1964 годах, Алексей Косыгин приезжал на Алтай: посещал Алтайский моторный завод, другие предприятия и магазины, участвовал в партийно-хозяйственном активе края.

Бывший второй секретарь крайкома партии Владимир Поляков, работавший в 1962 году директором Алтайского моторного завода, рассказывал мне на диктофон в Москве в 2002 году, что хотел сначала провести высокого гостя к себе в кабинет, но Косыгин согласился пройти туда только после посещения цехов предприятия. В одном из них к нему подошла женщина с просьбой помочь её семье с жильём. Алексей Николаевич ответил, что этот вопрос решают дирекция и профком завода. Чуть позже он попросил Полякова помочь ей с решением данного вопроса. А в кабинете директора случился конфуз. Владимир Васильевич хотел передвинуть маленький столик, а у того неожиданно отвалились все ножки. Но гость сделал вид, что вовсе не заметил этого.

В книге «Моё родное Большеречье» упоминается такой факт. В 1965 году директор Троицкого маслосырзавода Александр Белевич после Всесоюзного совещания работников молочной промышленности попал на приём к Косыгину. Директор попросил у него помощи в реконструкции предприятия. Тот обещал и слово своё сдержал – вскоре в Троицкое поступили недостающие стройматериалы, кабель, трубы и другие материалы.

 

Лопата – для пролетариата

По воспоминаниям Владимира Полякова, он вновь встречал Косыгина в 1964 году уже в должности первого секретаря Барнаульского горкома партии. Ему вечером позвонил Александр Георгиев: «Алексей Николаевич хочет пройти по городу. Приезжайте».

Зашли в магазин «Красный». Алексей Николаевич заглянул в отдел хозяйственных товаров. Взял в руку лопату, а на ней написано, что её изготовили не на Алтае, а привезли с Урала. Разглядел, что скалки привезли из Кемеровской области. Одним словом, увидел в этой деревяшке проблему для Алтая, да, наверное, и для всей страны.

Отношение Косыгина к мелиоративному строительству на Алтае было скептическим. Об этом упоминается в книге Виталия Сорокина «Аксёнов. Десять ликов времени». «Сам председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин выступил против. Тогда Аксенов вылетел в Москву. Премьер спросил в упор:

– Ну что тебе даст Кулундинский канал? Мы лучше разрешим строительство канала Краснодарскому краю. Они три урожая собирают...»

В бытность Анатолия Мельникова руководителем Барнаула высший исполнительный орган Советского Союза трижды (!) принимал постановления, касающиеся дальнейшего развития города. Это существенно улучшало его финансирование целых 15 лет, до 1990 года включительно.

Фоторепортаж