Тогда мы идём к вам…

00:00, 15 марта 2014г, Общество 6518


Тогда мы идём к вам… Фото №1

Начальник регионального управления Федеральной службы исполнения наказаний Валерий Усачев часто практикует неожиданные проверки своего ведомства: без звонка выезжает в колонии края и оценивает реальное положение дел на месте. Журналисты «АП» попросились вместе с ним – в лечебно-исправительное учреждение № 1 Барнаула, в народе больше известное как «шинка».

Сказать, что генерал Усачев не кабинетный человек, значит, ничего не сказать. Его ждут на планерке в Главном управлении, а он с утра уже в Шипуново или в Рубцовске. Сидит в машине на подъезде в колонию и фиксирует, кто в какое время пришел на работу. Ладно бы раз приехал, два, так он поставил такие рейды на постоянную основу. И заместителей приучил. «Доверяй, но проверяй, – говорит Валерий Николаевич. – Без нарушений не бывает. Однажды при проверке выяснилось, что сотрудник колонии бросил службу, все закрыл и ушел в ларек за беляшами! Естественно, с такими работниками мы безжалостно расстаемся...»

Тотальный контроль

В ЛИУ № 1 отбывают наказание 1200 осужденных. Подавляющее большинство проходит лечение от наркомании и алкогольной зависимости. Треть – по решению суда, остальные лечатся добровольно. Насильно к врачу никого не тянут – это главный акцент. Наоборот, их пролечить просят родственники, матери, жены, а администрация колонии вынуждена отказать. Только по собственному желанию…

Около 700 осужденных сидят по тяжким и особо тяжким статьям: убийство, разбой, изнасилование и др. Поэтому на въезде в учреждение усилена охрана. Два КПП, везде видеокамеры. Чтобы не быть обнаруженным, генерал оставил служебную машину в гараже, взял менее приметную, но «сюрприза» все равно не получилось. Начальник ЛИУ-1 Евгений Овчинников как знал: после утреннего обхода территории вышел на свежий воздух.

– Наверное, кто-то его предупредил, – не доволен Валерий Усачев. – Посмотрим дальше: на днях я запретил пронос сотовых телефонов и сумок своим сотрудникам. Причем дал команду начинать с меня…

Через несколько минут на пункте пропуска все под роспись сдали телефоны, а генерала не проверили. Вместе с сотовым в кармане он прошел через рамку металлодетектора и потребовал от майора Овчинникова доклад – объяснительную…

После назначения на должность Валерия Усачева в октябре 2011 года коллектив УФСИН края поменялся практически наполовину. В основном обновился офицерский состав.

– Все решает человеческий фактор, – продолжает Валерий Николаевич. – Остальное – дело техники в прямом и переносном смысле. В настоящее время колонии и СИЗО планомерно оснащаются современными средствами связи и камерами видеонаблюдения. Кроме того, в начале текущего года в Барнаульском следственном изоляторе №1 мы установили рентгенотелевизионную систему, которая применяется при досмотре личных вещей спецконтингента, прибывающего или убывающего из учреждения. Оборудование обеспечивает получение четких снимков и определяет объекты, находящиеся внутри любых грузов.

Установка позволяет обнаружить не только обычно незаметные опасные вещи, такие как оружие, патроны и ножи, но также показывает информацию о химическом составе материалов. Универсальная система распознает некоторые специфические опасные вещества типа наркотических или взрывчатых. Подобное оборудование до конца марта текущего года появится и в Бийском изоляторе № 2.

Теперь в «шинке», можно сказать, тотальный контроль. Евгений Овчинников показывает на установленную в углу своего служебного кабинета профессиональную видеокамеру с большим углом обзора. Они стоят во всех кабинетах, где проходят совещания, рабочие планерки и личный прием осужденных. Картинка со звуком в режиме онлайн поступает на экран компьютера в служебный кабинет начальника краевого УФСИН. «С внедрением новых технологий количество жалоб от осужденных снизилось даже не в разы, а в десятки раз, – говорит генерал. – Я выслушиваю, какие ставят вопросы начальники подразделений, оцениваю их компетенцию. Естественно, слежу, чтобы они осужденным не говорили стандартных фраз вроде «пишите наверх, там разберутся».

Чтобы совсем закрыть тему со спорными конфликтными ситуациями, УФСИН края перешло на видеорегистраторы. На груди у офицеров и сотрудников дежурной смены прикреплены небольшие цифровые камеры. Если раньше осужденные оспаривали замечания или пытались как-то провоцировать конфликт, то сейчас это исключено. Всегда можно обратиться к записи. Практика показывает, что видеорегистраторы дисциплинируют в том числе и сотрудников УИС, хотя без происшествий не обходится. Интересно, что ответственность за нарушение дисциплины и порядка в основном несет руководящий состав исправительных учреждений. 65 процентов наказанных из числа сотрудников – это офицеры. Два года назад расклад был совершенно другой: 90 процентов всех взысканий получали младшие инспекторы.

По ту сторону

Что касается самой территории ЛИУ-1, то она с виду мало чем отличается от обычной заводской площадки. Ревут станки, визжат пилы, туда-сюда бегают люди в спецодежде. Работяг выдают только больные и настороженные взгляды. На работу они идут как на праздник – в четырех стенах никому сидеть не хочется.

– К примеру, мы шьем рыбацкие палатки, – отчитывается осужденный Владимир. – Дело не пыльное. Заказ поступил на 12 тысяч штук в год по цене услуги 350 рублей. Все при деле, никто не сидит на месте, а за работой и время летит быстрее.

Работы в учреждении и правда хватает: деревообработка, швейное производство, производство строительных материалов и т.д. Осужденные шьют перчатки, производят плитку и черепицу. Производство модернизируется, каждый год закупаются новое современное оборудование, станки. В итоге растет процент трудоустроенных на оплачиваемые места, а значит, и выплаты по искам потерпевших.

– Жаловаться мне не на что, – отводит глаза осужденный за убийство Евгений Ульрих. – Здесь тепло, сытно и уютно. Есть тумбочки, кровати… Что еще надо?!

Для осужденных доступны школа, центр трудовой адаптации и профессиональное училище, где обучают 17 трудовым специальностям. Работают психодиагностическая лаборатория, комната разгрузки, клуб, оборудованный студией звукозаписи. Здесь проводятся концерты, к выступлениям готовятся участники и кандидаты на Всероссийский конкурс авторской песни «Калина красная». В ЛИУ-1 есть даже кафе для проведения краткосрочных свиданий, естественно, для положительно характеризующихся осужденных.

– Похожая картина по всему краю, – уверяет Валерий Усачев. – Люди работают и приносят пользу обществу. Главный упор мы делаем на модернизацию и развитие производства УИС края. И вроде бы пока неплохо получается. В прошлом году товарооборот составил 440 млн. рублей! Мы получили 49 млн. рублей чистой прибыли, это 12-13 процентов рентабельности. В настоящее время развернут сельхозучасток в Рубцовске – довольно масштабный проект. Там у нас свои поля, техника (комбайны, тракторы), на которую мы потратили 30 млн. рублей. В планах – к концу следующего года создать в этой зоне центр ресоциализации осужденных.

По словам генерала Усачева, эта идея получила поддержку в администрации края и мэрии Рубцовска. Смысл ее заключается в том, чтобы создать рабочие места для осужденных, которые выходят на свободу. Проживать они будут в общежитиях, работать на полях УФСИН. Работы много, опыт организации есть. Уже сегодня УИС края производит пшеницу, перерабатывает в муку и поставляет в соседние регионы. В исправительных учреждениях края открыты молочный цех, цех по производству пластиковых бутылок, скоро запустят в работу собственную маслобойню.

– Мы обеспечиваем себя молоком, – продолжает Валерий Николаевич. – И за счет этого увеличиваем дойное стадо. С прибыли закупили 600 бычков, 2 тысячи поросят, кроме того, нам было передано бывшее подсобное хозяйство БЮИ. На его базе будет построен единственный сертифицированный забойный пункт в зоне Барнаула.

Почему они у нас?

В минувшую среду более четырех тысяч сотрудников УИС края торжественно отметили свой профессиональный праздник. В их адрес поступило множество поздравительных писем и благодарностей. По итогам прошлого года УФСИН по Алтайскому краю стало третьим региональным управлением в России по производственной эффективности, то есть по заработанной прибыли и рациональному освоению полученных средств. Впереди только УИС Красноярского края и Республики Коми, которые обошли остальных за счет экспорта леса. В оперативно-служебной деятельности тоже передовые результаты. В Алтайском крае не было зарегистрировано ни одного случая телефонного мошенничества из колоний и СИЗО. Не случайно на Алтай для отбывания наказания отправляют самых отпетых мошенников, рецидивистов, опасных убийц и маньяков.

В исправительных учреждениях края свой срок отбывают 28 экстремистов и террористов. На днях в Барнаул этапом пришел 29-й, один из самых грозных в стране боевиков-подрывников. Его фамилия пока не озвучивается. В прошлом году оперативники УИС края вывели на чистую воду другого не менее опасного осужденного, который изначально попал за решетку за преступление небольшой тяжести. Выяснилось, что в чеченскую кампанию он зверски убил 16 российских солдат. Все тела погибших ребят найдены, безутешные родители узнали, как они погибли, и по-человечески похоронили сыновей. Сотрудники регионального УФСИН были представлены к государственным наградам.

Фоторепортаж