«Пища без души – самая грустная штука в мире»

Знаменитый болгарский повар и телеведущий Ути Бочваров рассказал нашей газете, почему он мечтает приехать на Алтай

00:00, 28 марта 2014г, Общество 2323


«Пища без души – самая грустная штука в мире» Фото №1

Ути Бочваров прилетел в Москву из Болгарии всего на пару дней, чтобы провести кулинарный мастер-класс для участников Международной туристической выставки «Интурмаркет-2014». Было очень приятно, что после презентации он сразу поспешил на площадку Алтайского края. Оказалось, Ути – страстный охотник, увидев нашу экспозицию охотничьих трофеев, он не смог пройти мимо. А сочный кусочек мяса копченого марала стал последним аргументом: «М-м-м. Решено! В отпуск еду только на Алтай!» Ути прекрасно говорит по-русски и согласился дать эксклюзивное интервью «Алтайской правде».

– Ути, у жителей Алтая особое, трепетное отношение к Болгарии. У нас в Косихинском районе жил ветеран Великой Отечественной войны Алексей Иванович Скурлатов, который был прообразом памятника «Алеша» воинам-освободителям в Пловдиве...

– Да! Я знаю об Алеше. Мы в Болгарии очень бережно храним память о русских солдатах. У нас много памятников, мемориалов как участникам русско-турецкой войны, так и Второй мировой. На них всегда живые цветы, мы благодарны русским освободителям.

– Скажите, а вашу семью война затронула?

– Вторая мировая почти нет, а вот русско-турецкая… Мой прадед жил в маленькой деревне в горах, на границе с Северной и Южной Болгарией. В 1877 году он пошел в партизаны, показывал русским отрядам горные тропы, чтобы те обхитрили турок. И вот ранней весной он повел русских в обход. Но в деревне завелся предатель, который рассказал османам про этот план. Снег еще лежал, и турки быстро по следам настигли отряд и вырезали всех до одного… Потом они вернулись в деревню и сказали женщинам: «Ищите трупы в лесу». Моя прабабушка была беременна, она пошла по той тропе и увидела только кости и море крови… Оказалось, что мертвых партизан растерзали голодные волки. Она не помнила, как вернулась в деревню. Родив сына, назвала его в честь любимого мужа Стояном. Это мой дед. Он стал известнейшим актером Болгарии. Сейчас в Варне драматический театр назван его именем – театр Стояна Бочварова.

– Вы у него унаследовали актерский талант?

– Я окончил болгарский ГИТИС, отделение кинорежиссуры и театральной критики. И 20 лет назад начал делать на ТВ кулинарную передачу «Вкусно», которая сейчас очень популярна. Это аналог вашего «Смака».

– Кто вас научил готовить?

– Моя мама работала на телевидении, руководила телевизионным театром. У нее было много друзей, в том числе и из России. Она встречала все русские театры, которые приезжали к нам в Болгарию. У нас дома всегда были шумные компании, новые люди, я помогал ей на кухне, вот и научился готовить. Но это было так, любительство, а вот за 20 лет программа сделала из меня профессионального повара. Сейчас я считаю себя экспертом. Каждую неделю в разных уголках Болгарии делаю кулинарные праздники, на которые приходят тысячи людей. Все это мы снимаем на камеру.

Кстати, у меня есть самая большая в Болгарии сковорода диаметром два метра!

– Где вы такую заказали?

– Не поверите! Нашел на свалке. Эта сковородка сделана из части паровоза 1907 года. Я случайно оказался среди груды металлолома и вдруг вижу – так это же то, что мне надо! Мастера помогли мне выпилить и сделать специальное антипригарное покрытие. А потом я заказал кастрюлю на 1000 литров (хватает на 3000 порций), это ручная работа и она очень красивая. Самая вкусная в такой кастрюле получается уха.

– Я уже поняла, что вы заядлый рыбак и охотник, расскажите, откуда эта страсть?

– Мне 21 год, молодой выпускник вуза – и тут удача: меня приглашают вести на ТВ новую программу про охоту и рыбалку. Чтобы помочь мне вжиться в роль, Союз охотников тут же выдает мне лицензию и посылает на боевое крещение. Никогда не забуду первую встречу со зверем: это был кабан весом 250 килограммов. Было очень страшно. Я его ранил, а тот, истекая кровью, вцепился мне в ногу. Это не шутка, меня увезли в больницу. На ноге сейчас шрам. Многие думали, что откажусь от программы и вообще больше на охоту не поеду, но я не сдался. Напротив, с тех пор я стал самым сумасшедшим охотником.

– Простите, а не жалко убивать животных?

– Охота для меня – это что-то настоящее. Не просто: бах! убил зверя, сделал снимочек трофея для Интернета, и все. Нет! Я долго к ней готовлюсь и стараюсь соблюдать все древние ритуалы. Пытаюсь почувствовать себя первобытным человеком. Тщательно выбираю место, долго брожу за зверем, затем сам его разделываю, снимаю шкуру и, конечно, только сам готовлю мясо. Это моя карма, моя судьба.

А еще я очень люблю охоту, потому что очень люблю друзей. Посиделки у костра, байки, душевный разговор порой важнее трофеев.

– У нас в России есть такая поговорка: путь к сердцу мужчины лежит через желудок…

– Ха! Это не самое главное. Сейчас я начинаю новый телевизионный проект «Жизнь – очень вкусная». Он о том, что аппетитной и ароматной может быть не только пища, но и мир, который тебя окружает. Нужно воспитывать вкус к жизни, чувствовать привкус удачи, послевкусие радости…

– Я немного о другом: вы как повар, и я знаю, холостой, наверняка можете найти путь к сердцу любой девушки?

– С женщинами я скорее не повар, я охотник. Настоящая охота, она не только в лесах, не только на зверей, можно охотиться и на женское сердце. Но некоторые мужчины устраивают сафари с карманами, полными денег, другие едут охотиться на больших автомобилях, я же всегда охочусь на женщин с помощью глаз, стреляю ими, как из ружья.

– Что бы вы посоветовали тем людям, которые не умеют готовить?

– Нельзя кушать пищу, в которой нет любви. Мне грустно, когда человек бежит по улице, очень спешит и вот он покупает какой-нибудь пирожок в уличном кафе, где повар тоже спешит и тяп-ляп, бросает тесто на сковороду, а сам думает о своих проблемах, бедах и ждет, когда же его рабочий день закончится. Есть такой пирожок – это неуважение к себе. Это глупая пища. Не беда, если ты не умеешь готовить, пусть лучше будет все пережарено, недосолено, форма некрасивая, но вы приготовите это дома с любовью. Пища без души – это самая грустная штука в мире. То же самое получается, если вы старались, готовили, а близкие не оценили труд: едят ваш обед не глядя, уткнувшись в телевизор или компьютер. Не говорят спасибо, не хвалят, не целуют. Они опять себя лишают радости, и пища, приготовленная с любовью, пропадает, теряет свои чудесные свойства.

Почему я еще хочу приехать на Алтай. У вас много натуральных продуктов, а натуральный продукт – это настоящий, искренний разговор. Вот такая у меня формула счастья. Сейчас люди в крупных городах забывают, что такое настоящие продукты.

– Представила: каждый вечер вы готовите новое блюдо для телезрителей. Вы вообще подсчитывали, сколько рецептов знаете?

– Я не запоминаю рецепты, не хочу быть попугаем. Но запоминаю технологию приготовления того или другого блюда. Технология позволяет импровизировать.

– Из русской кухни вам что-то нравится?

– Ой! Я большой поклонник пельменей! И еще я научился у русских делать малосольную рыбку. У вас есть водка, а у нас – ракия, и вот под ракию эта рыбка – вау!

– Есть такое мнение, что мужчина готовит лучше женщины. Вы с этим согласны?

– Нет. Я учился у мамы и думаю, она готовит даже лучше меня. Хотя вот для профессиональной кухни, например, если это повар в ресторане, то мужчина лучше. Потому что кухня – это большая организация. Кухня – она похожа на армию. Большой повар – он как генерал. Имеет армию помощников, скрупулезно, как план атаки, разрабатывает меню, у него есть тяжелая артиллерия – главное блюдо, которое должно обязательно быть неожиданным и т.д.

– Что бы вы посоветовали есть для красоты?

– Нет универсального блюда. Я считаю, каждый должен выбирать такой продукт, который он любит, какой приносит ему счастье, радость. Для кого-то это молоко, для кого-то – мясо, для кого-то – помидоры. Нужно прислушиваться к себе, к своему организму.

– Если бы у вас спросили, какая Болгария на вкус, что бы вы ответили?

– Кислая! Вкус кислого молока – для нас это все! Мы пьем кислое молоко с древних времен, это заложено уже генетически. Если есть тарелка кислого молока и немного хлеба – это уже обед. В самые сложные годы это может спасти. Кстати, ученые доказали, что у болгарского кислого молока есть особая бактерия. Она способствует долголетию.

– Я слышала, в советское время в Болгарии выпускали напиток под названием «Алтай»...

– О да! «Алтай!» Мы называли его «русская кока-кола». Очень вкусный. Это что-то между квасом и пивом, но безалкогольный. Туда добавлялся экстракт алтайского растения золотой корень, поэтому и название «Алтай». Кстати, я слышал, производство возобновили и сейчас его опять можно купить.

Фоторепортаж