Главный радист Вселенной

00:00, 12 апреля 2014г, Общество 3144


Главный радист Вселенной Фото №1

В 1942-1943 годах, будучи в эвакуации в Барнауле, Михаил Рязанский изобрёл и выпустил первый советский радиолокатор «Пегматит».

Соратник Сергея Королёва внёс большой вклад в создание систем радиоуправления ракетами, связи и управления космическими аппаратами, радиотехнических систем обеспечения пилотируемых и непилотируемых космических полётов.

Как это ни странно, о деятельности Михаила Рязанского, сумевшего в прямом смысле слова наладить связь со всей Вселенной, после того как его рассекретили, можно узнать из наград. О таких, как он, в открытой советской печати почти не сообщалось, а если и публиковали, то только официальные документы, связанные с поощрениями. Да и то с туманной формулировкой. «За участие в создании специальной техники».

Первой и одной из самых высоких его наград стала Сталинская премия 1943 года – за разработку и сдачу на вооружение первого советского радиолокатора «П-2 – «Пегматит» – в ту пору, когда Рязанский работал в Барнауле. Спустя 13 лет, в 1956 году, ему присвоили звание Героя Социалистического Труда – за участие в разработке баллистической ракеты средней дальности Р-5. В следующем году Михаил Сергеевич стал лауреатом Ленинской премии – за создание межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 и успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А вручение четырёх (!) орденов Ленина, двух – Трудового Красного Знамени и ордена Октябрьской Революции также указывает на важные штрихи творческой биографии великого конструктора систем связи. В том числе за успешное осуществление запуска искусственного спутника Земли – в 1957 году, первого в мире полёта советского человека в космос – в 1961 году, программ освоения Луны и планет Солнечной системы – в 1971 году, совместного полёта космических кораблей «Союз» – «Аполлон» – в 1975 году и так далее.

Только теперь стало известно, что при непосредственном участии Михаила Рязанского были созданы радиокомплексы систем дальнего космоса, позволившие передавать на Землю снимки обратной стороны Луны, осуществлять управление мягкой посадкой аппарата на поверхность Венеры, движением лунохода, доставить на Землю лунный грунт, получить снимки панорам Луны, Венеры, Марса и передать их на нашу планету, обеспечить исследование физических свойств соседних планет, вещества кометы Галлея.

Ещё в шестом классе Миша Рязанский всерьёз увлёкся радио, стал активным коротковолновиком-любителем, что определило всю его дальнейшую жизнь. А в 19 лет первым в СССР юноша сумел установить радиосвязь с радистами Иваном Экштейном, Анатолием Кершаковым и Георгием Добровольским ледокола «Красин», который в 1928 году шёл спасать экспедицию Умберто Нобиле. Её члены, возвращаясь на дирижабле «Италия» с Северного полюса, потерпели катастрофу около архипелага Шпицберген. Этим своим достижением Рязанский гордился всю жизнь. Однако судьба готовила ему не только победы, но и серьёзные испытания.

В период работы Рязанского в Нижегородской радиолаборатории произошёл пожар в деревянном вагончике с аппаратурой антенного полигона, которым он заведовал. Михаила Сергеевича обвинили в поджоге, припомнив то, что юноша является внуком тамбовского священника, которого ему даже не довелось видеть. Самого страшного удалось избежать благодаря защите коллег, но ярлык «врага народа» приклеился к нему надолго. К примеру, период между приёмом кандидатом в члены ВКП (б) и в члены партии составил девять лет. От преследований спасло то, что он поступил на учёбу в Ленинградский электротехнический институт. Совмещая учёбу с работой в Особом техническом бюро (Остехбюро), которое занималось разработкой радиоприёмников для Военно-морского флота страны, Михаил тяжело заболел туберкулёзом. Пришлось уехать в Башкирию, где жили его родители. Там отец и мать вылечили сына кумысом и мёдом. Он переехал в Москву, в 1935 году защитил дипломную работу по закрытой теме систем специального радиооповещения: передаче закодированной информации, радиовзрывателям и другим аналогичным приборам. Работая в столичном НИИ-20, занимался дистанционным радиоуправлением самолётов, торпедных катеров, танков и другой техники, стоявшей на вооружении Красной армии.

Эта тема в ту пору была очень актуальной. Ещё в 1887 году немецкий физик Генрих Герц научился генерировать и улавливать электромагнитные волны и обнаружил, что они по-разному поглощаются и отражаются различными материалами. Почти через полвека, в середине 1930 годов, шотландский физик Роберт Ватсон-Ватт получил патент на устройство, предназначенное для радиолокации воздушных объектов. В СССР 3 января 1934 года также был успешно проведён эксперимент по обнаружению радарной установкой, отстоящей на расстоянии 600 метров от летящего на высоте 150 метров самолёта. А в 1936 году советская радиолокационная станция «Буря» засекла самолёт с расстояния 10 километров. Приоритет СССР в области создания радиолокационных станций, состоящих из передатчика, антенны и приёмника, сохранялся ещё несколько десятилетий, в том числе благодаря Михаилу Рязанскому.

Перед самым началом Великой Отечественной войны он сконструировал приёмную часть первого советского радиолокатора П-2 «Пегматит». Работы над устройством, начатые в столице, в связи с эвакуацией НИИ-20 были продолжены в Барнауле. В сжатые сроки радиолокатор был создан, принят на вооружение Красной армии и запущен в серийное производство. А все участники разработки, в том числе и Рязанский, стали лауреатами Сталинской премии за 1943 год.

К концу войны Михаила Сергеевича привлекли к изучению радиосистем наведения немецких ракет ФАУ-2. В числе многих видных советских учёных и конструкторов в 1945-1946 годах он находился в командировке в Германии. Там познакомился с будущими создателями советской ракетно-космической отрасли Сергеем Королёвым, Валентином Глушко и Борисом Чертоком. И вошёл в состав легендарного Совета главных конструкторов, объединявшего под руководством Королёва разработчиков всех заинтересованных ведомств. Возвратившись в Советский Союз, Михаил Сергеевич был назначен главным конструктором НИИ-885, который занимался работами по аппаратуре и радиосвязи для ракет – ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения». Рязанский стал до конца своей жизни главным ракетным радистом страны, конструктором ракетно-космической техники, систем управления межконтинентальных баллистических ракет, противоракет и космических ракет.

Дело Михаила Сергеевича продолжили его сын Николай, известный коротковолновик, и внук Сергей Рязанский – космонавт-исследователь Института медико-биологических проблем РАН.

По оценке экспертов, дух творчества в сегодняшнем занятии радиосвязью не угас. Наоборот, надёжность коммуникаций и управления в наш век всё актуальнее. Несмотря на доступность готовой и красивой аппаратуры, центр тяжести сместился из экспериментального конструирования в контестинг – конкурентную работу в эфире и диэксинг – поиск новых корреспондентов. А также в конструирование радиотехники тонкого мира и новую физику. Так что доступная качественная связь будет интересна и новым поколениям жителей нашей планеты.

* * *

Сегодня, 12 апреля 2014 года, жители 350 городов в 45 странах мира примут участие в акции «Тотальный диктант». Ожидается, что свою грамотность проверят космонавты и астронавты с МКС, полярники, моряки, а посетители интернет-площадок могут написать диктант не выходя из дома. В Новосибирске, например, «Тотальный диктант» пройдёт и в зале ожидания железнодорожного вокзала «Новосибирск-Главный».

Новости партнеров
Фоторепортаж