Спасти и сохранить

00:00, 24 апреля 2014г, Общество 1953


Спасти и сохранить Фото №1

22 апреля в краевом Законодательном Собрании прошел «круглый стол» на тему «Проблемы сохранения и защиты животного мира на территории Алтайского края».

Инициатором мероприятия выступил комитет краевого парламента по аграрной политике и природопользованию. В нем приняли участие представители комитетов и фракций краевого Законодательного Собрания, администрации Алтайского края, краевых управлений природных ресурсов, экологии и сельского хозяйства, Главного управления МВД РФ по Алтайскому краю, природоохранной прокуратуры Алтайского края, заповедников, краевых и районных общественных организаций охотников и рыболовов.

Круг обсуждаемых вопросов «круглого стола» был столь широк, что заседание порядком затянулось. Специалисты обсуждали опыт запрета весенней охоты в крае, увеличение площади особо охраняемых природных территорий, ограничение рубок в заказниках и ленточных борах, борьбу с браконьерством, переход от отстрела зараженных бешенством диких животных к профилактике заболевания, неконтролируемое выжигание сухой травы и сельхозпалы, координацию органов государственной власти и местного самоуправления, сельскохозяйственных производителей, общественных организаций и граждан в деятельности по защите животного мира на территории края.

Напомним, что в целях сохранения в естественном состоянии особо ценных и уникальных природных комплексов и объектов в Алтайском крае существует сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Их общая площадь равна 725 тыс. га, или 4,3 процента от площади края. Это значительно ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу (6,7%). Ряд специалистов считает, что нужно усилить работу с привлечением квалифицированных руководителей и довести площадь в крае ООПТ до 10 процентов.

Понятно, что самая горячая тема – браконьерство. Живой интерес в зале вызвала статистика, приведенная одним из работников правоохранительных органов. По его данным, за незаконной охотой заставали безработных и другие категории граждан. А вот никто из чиновников за эти преступления не наказан. Хотя говорят, что перспективы есть. Но конкретика пока скрывается за тайной следствия.

– Мы тоже ведем необъявленную войну с браконьерством, – считает руководитель ГИБДД ГУВД по Алтайскому края Петр Богомолов. – Ведь понятно, что дичь, убитую в заказнике, нужно на чем-то вывозить. А таких примеров, что кто-то вынес убитого лося на лыжах в рюкзаке, наверное, очень немного. Сотрудники Госавтоинспекции при проверках автотранспорта задерживают мясо, возбуждаются уголовные дела. Из последних примеров – на территории Тальменского района задержан автомобиль, в котором перевозилось 200 килограммов рыбы. И таких фактов недостаточно. Опять же факты незаконной порубки леса – все ведь тоже вывозится автотранспортом. Понятно, что участник дорожного движения, остановленный госавтоинспектором, часто недоволен происходящим. Бывают и угрозы автоинспекторам. А что дальше с делом происходит – мне сказать сложно…

 

Большой урон животному миру края наносит обеспеченность браконьеров современной техникой. Не так давно мне довелось пролететь над значительной частью нашего региона на вертолете. Сверху хорошо видно, что зимой ко всем сколько-нибудь значимым колкам или лесополосам ведут следы снегоходов. Современных, мощности двигателей которых может позавидовать и иной автомобиль. Спастись косуле или лосю от этакой мотопехоты практически невозможно. Естественно, встал вопрос и о недостатке численности егерей в крае, и об их оснащенности соответствующей техникой. Понятно, что на снегоходе «Буран» за импортным Arctic Cat не угнаться. Это притом, что этот самый «Буран» есть еще у инспектора под руками. Смех с налетом грусти у собравшихся в зале вызвала объяснительная записка одного из участников операции «Снегоход», что проводилась в нашем крае: «На призыв инспектора остановиться, он удалился на максимально большой скорости с безнаказанной улыбкой на устах».

По мнению Сергея Серова, в борьбе с браконьерством важны разъяснительная работа среди широких слоев населения, пропаганда «культурной, цивилизованной» охоты и привлечение населения, органов местного самоуправления к борьбе с браконьерством. Необходимо на местах отладить доступность оповещения егерей обо всех случаях незаконной охоты и обеспечить оперативную связь с органами внутренних дел. Во многом от этого зависит эффективность работы правоохранительных органов по пресечению браконьерства.

Также важным направлением для работы, обеспечивающей устойчивое экологическое состояние уникальных природных ландшафтов Алтайского края, председатель комитета назвал охрану их от пожаров.

По результатам обсуждения на «круглом столе» в повестку апрельской сессии включен отдельный вопрос. Речь идет об обращении к министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому по снижению ставок платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.

Как говорится в обращении: «Установление чрезвычайно высоких для Алтайского края ставок, по нашему мнению, необоснованно». «Алтайский край имеет однотипные охотничьи угодья с Новосибирской и Кемеровской областями. Вместе с тем ставки платы за единицу площади охотничьих угодий при заключении охотхозяйственных соглашений для Новосибирской и Кемеровской областей установлены в размере 1 рубль за 1 гектар, а для Алтайского края в 5 раз больше – 5 рублей за 1 гектар. Это притом, что из 15 млн. 517 тысяч гектаров охотничьих угодий в Алтайском крае более 50% составляют степи и солончаковые степи, которые бедны животным и растительным миром. Низкая численность видов охотничьих животных и низкая продуктивность охотничьих угодий делают ведение охотничьего хозяйства на данных территориях убыточным», – считают члены комитета по аграрной политике и природопользованию.

В связи с этим авторы инициативы просят министра рассмотреть вопрос об установлении в Алтайском крае платы в размере 1 рубль за гектар, как в Кемеровской и Новосибирской областях. Будет ли принято такое обращение – станет ясно на ближайшей сессии АКЗС, которая состоится 30 апреля.

Фоторепортаж