НЕУСТРОЕВ УСТРОЕН!

В РАЙЦЕНТРЕ ТРОИЦКОЕ ОБЖИВАЕТ НОВУЮ КВАРТИРУ ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ МИХАИЛ АНТОНОВИЧ НЕУСТРОЕВ

00:00, 14 августа 2010г, Общество 2824


НЕУСТРОЕВ УСТРОЕН! Фото №1

 … Хозяин встретил нас у ворот. Хоть и 91-й год ветерану, а ходит бодро, мыслит ясно и на палочку свою опирается так, слегка, на всякий случай. В Троицком районе Михаил Антонович прожил всю жизнь – вот только в армию и уходил из родных мест. Как началась война, он знает не по книжкам: свой первый бой принял возле украинского городка Кременец еще в июньские дни 41-го года.

По три обоймы на винтовку дали – вот и весь боеприпас… Ящик гранат принесли – а они все без запалов… – рассказывает ветеран. – Нас воспитывали, что будем воевать на чужой территории, а чуть свою всю не отдали. От полка нашего осталось самое большое – рота.

18 июля 1941 года пехотинец Михаил Неустроев попал в немецкий плен. С другими товарищами по несчастью вывезли его в Германию.

– Были и среди немцев разные… – рассказывает ветеран, и глаза его влажнеют. – Держали нас голодом, и до такой степени отвык я от еды, что однажды чувствую – вообще ничего не хочу. Помирать собрался…

Тогда от смерти спас его лагерный лекарь-немец: принес кофе, бутерброд и заставил все это съесть. В другой раз, когда из-за распухшей ноги Неустроев не мог выйти на работы, охранник лагеря собрался уже было его пристрелить:

– Пистолет достал, ко лбу мне приставил, только на спуск нажать оставалось…

Все тот же лекарь спас Неустроева и тогда, закричал: "Нихт шиссен!" Ветеран в своих рассказах много говорит по-немецки – он до сих пор понимает немецкую речь и помнит из страшной лагерной жизни так много, что даже детям и внукам еще далеко не все рассказал. За 65 лет даже номер свой лагерный не забыл – 78928.

Неустроеву повезло – не попал в лагерь смерти. Его отдали в батраки – четыре года валил лес. Весной 1945 года пришли союзники – освободили. Снова служил в Красной армии, а в 1946 году вернулся домой. Хоть и без медалей, а живой.

И потом всю жизнь Михаил Антонович крепил обороноспособность страны: собирал сосновую живицу, которая, кроме парфюмерии, используется еще для изготовления взрывчатки. Из пятерых детей – две дочери и три сына, а вот остальные потомки (девять внуков и четверо правнуков) все – пацаны.

До недавнего времени жил ветеран в селе Многоозерное, в доме, который сам же и построил в 60-е годы. Дом, понятно, обветшал. Жена, Анна Михайловна, с которой прожил 50 лет, умерла.

– Прошлой зимой у нас было минус пятьдесят… – говорит Андрей, младший из сыновей, которого отец зовет "юбилейный" – Андрей родился в аккурат к 50-летию Михаила Антоновича. – Я помогал – и дров натаскать, и в баню сводить. Но все равно тяжело. Уже хотя бы потому, что "удобства" были во дворе. Когда отец узнал, что ветеранам войны жилье дают, он сам бумаги в портфель собрал…

Сейчас в райцентре Троицкое у Михаила Антоновича новая квартира в 70 квадратных метров в доме на двух хозяев. С газовым отоплением, с теплым санузлом, большим огородом. Деньги – больше 900 тысяч – были предоставлены из госбюджета по программе обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной. Но до окончания действия программы еще далеко.

– У нас в районе еще около 40 участников войны и вдов, – говорит Ольга Поснова, начальник управления соцзащиты населения по Троицкому району. – В основом все хотят переехать в райцентр.

Олег Чигирев, глава Троицкого района, рассказывает:

– Сейчас в домах, которые куплены по программе предоставления жилья ветеранам Великой Отечественной, полным ходом идут ремонты – чтобы въехать и жить, уже ни на что не отвлекаясь. К тому же некоторые зависят от огородов, посаженных возле старого дома. Говорят: "Вот уберем урожай"… Так что основная масса ветеранов въедет в новое жилье осенью.  

Фоторепортаж