ПУТЬ ИСТИННЫЙ?

В КРАЕ АКТИВИЗИРОВАЛАСЬ ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"

00:00, 25 марта 2010г, Общество 1643


ПУТЬ ИСТИННЫЙ? Фото №1

Велика вероятность, что с 2012 года изучение "Основ религиозных культур и светской этики" станет обязательным во всех школах страны. С апреля этот предмет в качестве эксперимента будет преподаваться в 19 регионах России. Алтайский край в их число не входит, но еще в прошлом году краевое управление по образованию и делам молодежи по рекомендации Министерства образования и науки РФ заключило с местной епархией Русской православной церкви соглашение о взаимодействии. В ближайших планах подписать подобные договоры с другими религиозными организациями. В феврале заместитель начальника краевого управления по образованию и делам молодежи Юрий Абдуллаев принял участие в Совете благочинных епархии, где стороны обсудили готовность школ края к введению нового предмета и связанные с этим риски. Разговоры о том, что в школах скоро будут преподавать Закон Божий, не на шутку волнуют родителей. Своими ушами слышал: "А зачем нам русский поп, когда мы другой веры?"

Преподавать его будут не священники, а обычные педагоги – историки, обществоведы, учителя русского языка и литературы и так далее. Курс рассчитан на 34 часа, знакомить с ним будут в конце четвертого и в начале пятого классов. Причем блоки 1 и 4, посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу, ребята будут слушать все вместе. А вот середку курса уже выберут родители, по их желанию дети познакомятся с одним из шести модулей: а) основы православной культуры; б) основы исламской культуры; в) основы буддистской культуры; г) основы иудейской культуры; д) основы мировых религиозных культур; е) основы светской этики. В рамках последней, например, можно узнать о дворянском кодексе чести и о том, кого считать джентльменами и леди, есть там и глава "Государство и мораль гражданина".

Интересно, что известный миссионер протодиакон Андрей Кураев, написавший для нового курса учебник "Основы православной культуры", заметил, что отправил бы своего ребенка на уроки иудейской или мусульманской культуры: в десять лет детям полезно узнать, что у людей бывают разные интересы и вкусы. Правда, такой ход Кураев оправдывает тем, что и сам бы смог объяснить собственному ребенку ценности православной культуры.

Обращаясь к президенту России с предложением ввести в школах дисциплины, направленные на духовно-нравственное просвещение, представители ведущих российских конфессий подчеркивали: ими движет забота о нравственном оздоровлении общества. И действительно, в учебнике Андрея Кураева в доступной ребенку форме прекрасно сказано и о семье, и о совести, и о подвиге… Но как родитель я все же советую мамам и папам самим познакомиться с учебным материалом: согласны ли вы на ту степень погружения ваших детей в предмет, которую предлагает автор учебника? Не важно: посвящен он основам православной культуры, исламской или буддийской. Или стоит отдать предпочтение светской этике?

Ключевой вопрос, который всех волнует: КАК будет преподаваться новый предмет? Немало примеров, когда благие начинания оборачиваются пшиком, а то и вовсе дискредитируют идею. Здесь важна фигура учителя. В Москве завершились первые курсы подготовки педагогов, которые будут учить своих коллег на местах. По мнению ответственного редактора книги для учителей, директора Института этнологии и антропологии академика РАН Валерия Тишкова, высказанному в "Российской газете", педагогам не так просто будет выучить новую лексику и ничего не перепутать, ведь большинство из них далеки от церкви. Впрочем, академик настаивает, что религия в новой дисциплине рассматривается как духовный и культурный феномен – учителям нет нужды зубрить молитвы. Для начала детям надо хотя бы узнать, чему посвящены праздники Рождество или Пасха. Почему на столе крашеные яйца.

В Барнаульской епархии считают, что нельзя доверять новую дисциплину людям, которые берут часы ради материальной выгоды, а сами настроены негативно. "Пусть это будет человек не воцерковленный, но хотя бы положительно относящийся к предмету", – говорит председатель отдела православного образования и катехизации, проректор по научной работе Барнаульской духовной семинарии протоиерей Сергий Фисун.

С 2003 года при взаимодействии с местной епархией в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования было подготовлено более 300 преподавателей православной культуры: они работают в духовной семинарии, вузах, воскресных школах, преподают более чем в 40 общеобразовательных школах края на факультативной и общественной основе. В епархии полагают, что опыт этих людей может и должен быть востребован, если "Основы религиозных культур и светской этики" введут в обязательную программу.

Не менее важно, как встретят новый предмет родители, как отреагируют на него школьники, каким будет отношение к дисциплине со стороны школьной системы – тех же директоров школ, районных отделов образования. Ведь факультативный курс основ православия не все школы края приняли с распростертыми объятиями. Масштабный эксперимент в 19 регионах страны даст ответ на многие вопросы. Среди наших соседей в нем участвуют Красноярский край, Томская и Новосибирская области.

 

Мнение

Александр Овсиевский, директор барнаульской гимназии N 40:

– В нашей гимназии уже больше 10 лет на общественных началах преподаются основы православной культуры. У определенной части родителей существует потребность дать детям такие знания. Занятия проводятся после уроков, посещение свободное. Если родители возражают, никто ребенка насильно заставлять не будет. С православной культурой ребят знакомят те же педагоги, которые занимаются с детьми в православной воскресной школе, приходят к нам и священники из местной епархии. Регулярность занятий в разных классах разная – где-то раз в неделю, где-то раз в месяц. В старших классах священники всегда готовы поговорить на тему, заданную самими школьниками. Юношам и девушкам интересна позиция церкви по тому или иному вопросу с точки зрения нравственности. Я – материалист, но на взаимоотношения с православной церковью, нашей епархией смотрю очень положительно. Практика показывает: от сотрудничества с ней мы только выигрываем. Правда, некоторые родители упрекают школу в клерикализме. Они боятся, что дети станут фанатиками. Считаю, это идет от неосведомленности. Православная церковь никого цепями не сковывает. Зато пробуждает в детях любовь к ближнему, развенчивает пороки, убеждает, что человек рожден не для того, чтобы набить брюхо, а для творчества, познания, служения обществу.

Мы в школе, конечно, сторонники культурологического подхода к основам православной культуры. Понимаем, что некоторые представители церкви хотели бы усилить религиозную составляющую. Но если есть согласие в главном, всегда можно найти разумное решение по вопросам второстепенным. Я разделяю мнение, что многое будет зависеть от личности учителя, который будет вести новый предмет. В советское время преподавались основы семейной морали. Было указание, чтобы его вели только учителя русского языка и литературы. Но мы занимали другую позицию: хотели, чтобы этот предмет преподавал человек, у которого самого сложилась хорошая семья. А то, что наш регион не участвует в эксперименте, меня только радует. Есть возможность научиться на чужих ошибках.

Новости партнеров
Фоторепортаж