Господин Мураками, бежим вместе с нами?!

00:00, 21 января 2011г, Спорт 2254


Господин Мураками, бежим вместе с нами?! Фото №1

Как уже сообщалось в последнем выпуске спортивной подборки «Стадион», началась подготовка к традиционному сверхмарафону «УЙМОН»-2011, видимо, самому высокогорному в России (в советские-то времена, как рассказал известный марафонец Александр Богумил, и по Памиру бегали). Если в 2008 году все начиналось на голом энтузиазме, то сейчас «Уймон», организованный газетами «Алтайская правда» и «Уймонские вести», активно поддерживают управление Алтайского края по физкультуре и спорту, Барнаульский горспорткомитет, спортивное ведомство Республики Алтай.

Это, несомненно, свидетельствует о росте авторитета необычных соревнований. Поэтому первопроходцы «Уймона», марафонцы из барнаульского клуба любителей бега «Восток», даже в лютые рождественские морозы совершили тренировочный забег.

- В прошлом году из-за сильных морозов рождественский полумарафон (21 км 98 м. – А.Г.) перенесли, - рассказывает лидер КЛБ «Восток» Александр Богумил. Беспокоились - неужели и в этом придется?

Прогноз на утро 7 января минус 37 градусов. По телефону провожу консультации, решаем просто пробежаться без соревновательного задора, а соревнование перенести на более теплую погоду в конце января (забег состоится 30 января на аллее Целинников в 11.00. – А.Г.) После пробежки традиционная баня с чаепитием.

Утром на самом деле минус 37. На старт первым прибежал Юра Заплетнев. Он уже намотал километров пять. Это впечатляет. Сразу появляется привычная определенность: прочь сомнения, бежим!

Николай Григоров, мастер спорта по ориентированию, этой зимой решил больше уделить внимания бегу. Он с утра готов: заклеен и неузнаваем в своей лейкопластерной маске. Михаил Москвин уже разогрет и покрылся инеем. Подбегает Андрей Дерксен и, как всегда, торопит со стартом. Нет только Николая Сазонова с обещанным рождественским пирогом. Пирога хочется, но мы стартуем. Через пару кругов присоединяется и Николай, и мы, каждый в своем ритме и темпе, весело пугаем прохожих: дыханием, скрипом кроссовок, внешним видом причудливых Дедов Морозов.

Михаил Пустовойтов приехал на старт из заснеженного учхоза, где все минус 40, и привез великолепный дубовый веник. Сам в баню пойти не может - у жены юбилей, но о друзьях позаботился…

Каждый пробежал сколько хотел. Москвин - 21 км, Заплетнев - 17, Андрей Кизимов, Николай Григоров, Дмитрий Скориков и я - по 15 км. Стас Карпенко - 10…

Александр Богумил также поведал о том, что всемирно известный японский писатель Харуки Мураками тоже марафонец. И недавно на русском языке издана его книга «О чем я говорю, когда говорю о беге».

В частности, он пишет: «… если честно, я не вижу какой-то особой связи между своими ежедневными пробежками и силой воли. Пожалуй, все эти двадцать пять лет я бегаю по одной простой причине: это подходит моей натуре.

…Возможно, читая эти строки, вы подумаете: «А может, и мне попробовать?» Возможно даже, вы наденете кроссовки, побежите и воскликнете: «Вот здорово! Замечательное занятие!» Если такое случится - прекрасно. Как автор этой книги, о лучшем я и мечтать не могу. Но дело в том, что каждый из нас к чему-то предрасположен, а к чему-то - нет. Одни имеют склонность к марафонским забегам, другие - к гольфу, третьи - к азартным играм. Всякий раз, когда я вспоминаю, как в школе нас гоняли на длинные дистанции целым классом, сердце мое сжимается. Бедняги! Заставлять долго бегать тех, кто бегать не хочет, а тем более тех, кто не предрасположен к бегу физически - глупая и бессмысленная пытка.

…Но как бы идеально ни соответствовал бег моей натуре - конечно, бывают дни, когда я не в лучшей форме и бежать неохота, хоть тресни. В такие дни я готов сочинить для себя тысячи причин, по которым сегодня можно не бегать. Однажды я брал интервью у олимпийского марафонца Тосихико Сэко, как раз после того, как он ушел из спорта. Я спросил его: «Бывает ли так, что даже такому бегуну, как вы, приходят в голову мысли: о нет, сегодня утром бежать неохота, лучше еще немного поспать?» Помню, Сэко-сан уставился на меня как на идиота. И тоном, в котором ясно читалось «что за дурацкий вопрос?», ответил:

- А как же! Да постоянно!

Теперь-то я понимаю, насколько глупо звучал мой вопрос. Да, наверное, понимал и тогда. Просто мне было очень важно услышать ответ из уст кого-то калибра Сэко. И ощутить: да, какие бы пропасти ни разделяли нас - по силе, уровню подготовки, внутренней мотивации, - в те утренние минуты, когда суешь ноги в кроссовки и спросонья завязываешь шнурки, мы с ним переживаем одно и то же. Своим ответом Сэко-сан снял огромный камень с моей души. Я убедился: в конце концов все люди одинаковы.

И теперь всякий раз, когда мне опять не хочется бегать, я говорю себе вот что: «Эй, писатель! Сама Судьба предоставила тебе роскошь зарабатывать себе на жизнь сидя дома, - спокойно и сколько душе угодно. Тебе не приходится ни трястись каждый день в переполненной электричке, ни просиживать зад на скучнейших совещаниях. Ты что, не понимаешь, как тебе повезло? Да по сравнению с этим пробежаться часок по соседским улочкам - чистый пустяк, разве нет?!»

Я живо представляю себе забитые электрички и конференц-залы - и мои ноги сами оказываются в кроссовках. Я завязываю шнурки, выбираюсь на улицу и уже сравнительно спокойно перехожу на бег. «Да уж, - думаю я. - Надо бежать, или сама Судьба меня не простит!» (Разумеется, я прекрасно осознаю, что на свете живет огромное число людей, которые ни за что бы не променяли свои электрички и конференц-залы на ежедневный бег поутру.) Но как бы там ни было, я для себя выбрал бег. Когда это случилось со мной, мне было тридцать три. Возраст, когда ты еще молод, но уже не юн. В тридцать три года умер Иисус Христос, а Скотт Фитцджеральд ударился в депрессию. В тридцать три очень многие оказываются на распутье. Я же решил заняться бегом - и это стало запоздалым, но настоящим началом для моего писательского ремесла».

Так и захотелось послать SMS в Японию. Мол, сумимасен, Мураками-сан, приезжайте, пробегите с нами «Уймон», кудасай!». А что, неплохая мысль. Он же в наших краях не был, а есть версия, что когда-то в незапамятные времена древние японцы перебрались на свои острова с Алтая.

Перевел с японского Д.Коваленин.

Генеральный спонсор сверхмарафона «Уймон»-2011 компания «Мария-Ра».

Присоединяйтесь!

Контактный телефон: 8 (3852) 63-33-11, e-mail:alex@ap.altai.ru.

Фоторепортаж