ЖКХ НЕОБХОДИМА МОДЕРНИЗАЦИЯ

00:00, 10 апреля 2010г, Общество 2593


По статистике Минрегионразвития, износ котельных в России достиг 55 процентов, электросетей – 58 процентов, канализационной системы – 56 процентов. Почти 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства целиком отработали положенные сроки. Тарифы на услуги ЖКХ растут практически каждый год, растут и долги потребителей. Каковы перспективы у столь непростой сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, и что нас будет ждать уже в ближайшие годы? Об этом рассказывает депутат краевого Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Олег Баварин.

– Число неплательщиков среди потребителей услуг ЖКХ в последние годы держится на одном, тревожно высоком уровне. В прошлом году в производстве у судебных приставов находилось около 42 500 исполнительных документов в отношении должников предприятий ЖКХ на общую сумму 351,5 млн. руб. Причем должники зачастую не подозревали, что "благ цивилизации" можно попросту лишиться, а случаи, когда неплательщиков из собственных квартир переселяют в общежития, не так уж и редки. Здесь существует проблема – отсутствие разъяснительной работы. Этим должны заниматься управляющие компании. А если требуется, то и поощрять за своевременную оплату услуг ЖКХ. К примеру, в соседних регионах подъезды, в которых проживают сознательные горожане, благоустраивают вне очереди – устанавливают новые окна, двери. К сожалению, в Алтайском крае управляющие компании в большинстве своем не хотят решать проблемы с неплатежами населения. Хотя в половине случаев долги можно вернуть, просто напомнив о сформировавшейся задолженности.

– Получается, ответственность за неплатежи лежит и на управляющих компаниях?

– Ответственность по собираемости средств с жильцов целиком и полностью лежит на управляющих компаниях. Долги копятся, для примера приведу цифры по задолженности УК перед барнаульским МУП "Энергетик". Только за последние семь месяцев она составила почти 40 миллионов рублей. На балансе управляющих компаний нет ничего, кроме ручки и бумаги – приняв в обслуживание дома и "наработав" долг перед ресурсоснабжающими организациями, УК объявляют себя банкротом. Так "исчезла" УК "Инициатива", задолжавшая ООО "Барнаулэнерго" 10 миллионов рублей. Чтобы остановить подобный "разгул", в настоящий момент нет административных рычагов. В итоге накопившиеся долги мертвым грузом остаются на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, не давая им развиваться, а те, в свою очередь, оказываются без средств на модернизацию.

– Для чего нужна модернизация?

– Усредненный коэффициент полезного действия предприятий жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день составляет около 30%. Остальные 70% пропадают еще на этапе выработки и транспортировки тепла, воды, электроэнергии. Так, МУП "Энергетик" только на одном 4,5 км участке надземной теплосети ежемесячно лишается 2 млн. руб. за счет сверхнормативных потерь. Самостоятельно реконструировать магистраль МУП не в состоянии, эти расходы не заложены в тариф, а финансирования из других бюджетов не предусмотрено. И это далеко не единичный случай, слабые места есть у всех предприятий ЖКХ. Как следствие – число порывов на сетях увеличивается, их ежегодный аварийный прирост составляет 3-5%. Только энергетикам нужно перекладывать в Барнауле 80 километров теплосетей, однако на деле в 2009 году было переложено всего около 10 километров. На большее просто нет средств. Внедрение инновационных программ и технологий позволило бы освободить часть средств для того, чтобы улучшить стабильность в работе предприятий жилищно-коммунального комплекса.

– Что же необходимо предпринять?

– Изменить ситуацию возможно, лишь применяя новые технологии. Как я уже сказал, для теплоэнергетики настоящим бичом стали теплопотери, а также порывы на изношенных магистралях. Трубы, проложенные еще в 70-80-х гг., давно отслужили свой срок эксплуатации, поэтому с наступлением отопительного сезона мы имеем перебои в подаче горячей воды и тепла. Металлические трубы необходимо менять, и не просто на новые, которые прослужат еще десять лет, а на трубы из полипропилена. Такие сети выдерживают температуру до 120 градусов, а срок их службы составляет более 50 лет. Благодаря полиэтиленовой изоляции теплопотери на полипропиленовых сетях минимальны, а затраты при строительстве новых сетей сравнимы с затратами прокладки сетей по устаревшим технологиям.

– Олег Анатольевич, выходит, что модернизация – это завтрашний день?

– Нет, работы по модернизации жилищно-коммунального хозяйства на Алтае проводятся уже несколько последних лет. С 2006 года с использованием лизинговых механизмов в крае было приобретено более 900 единиц котельного оборудования. В нынешнем году начинает работать целевая программа "Энергоресурсосбережение на основе модернизации жилищно-коммунального комплекса Алтайского края". На реализацию программ модернизации в краевом бюджете предусмотрено 95 млн. рублей. Эти средства пойдут на решение проблем резервного питания для котельных средней и малой мощности. В текущем году продолжатся работы по газификации края. Ведь голубое топливо не только экологичнее – при его сгорании не остается смога и дыма, переход с угля и мазута на газ обоснован экономически. Кроме того, в рамках процесса модернизации в феврале этого года ресурсоснабжающие организации передали свои собственные проекты по внедрению энергосберегающих технологий. В течение года такие отчеты будут собираться со всех регионов страны, и на будущий год приняты меры по внедрению данных программ на местах.

– Насколько я знаю, в настоящее время разрабатывается централизованная программа модернизации ЖКХ…

– В течение апреля на основании концепции будет разработана федеральная "Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010 – 2020 годы", и уже в этом году первые ее элементы начнут реализовывать. В первые пять лет финансирование должно составить около 4 триллионов рублей, из которых 400 миллиардов рублей выделит федеральный бюджет. Остальные средства – вложение частных инвесторов, региональных властей и муниципалитетов. Программа модернизации призвана решить комплексные проблемы жилищно-коммунального хозяйства, а именно вопросы, связанные с тарифообразованием, технической и технологической организацией работы ЖКХ, привлечением инвестиций.

– Сейчас, когда тарифы на услуги ЖКХ так возросли, а программа модернизации только набирает обороты, что делать нам, потребителям?

– С этим вопросом ко мне как депутату АКЗС часто обращаются жители края. Износ фондов предприятий вынуждает потребителей с каждым годом платить все больше. И одно из решений, которое позволит сократить расходы жителей на ЖКХ, – это установка приборов учета. Успешный опыт такого рода опробован, к примеру, в Петропавловске-Камчатском. За два года там полностью оснастили счетчиками и предприятия социальной сферы, и жилфонд. При этом они пошли по рыночному пути – был взят кредит и заключен энергосервисный контракт. Возврат средств осуществлялся за счет экономии. Потребление тепловой энергии снизилось на 53 процента, а воды – еще более существенно. Подобная практика имеется уже и у нас в крае. Помимо очевидной выгоды для потребителей здесь существует еще один положительный момент – если потребители платят строго по счетчику, значит, ресурсоснабжающим организациям не на кого списать сверхнормативные потери, низкий КПД и плохую организацию труда. Это подстегнет предприятия ЖКХ к оптимизации расходов и модернизации.

Что же касается стоимости услуг ЖКХ, правильности тарифообразования, то в данный момент этим вопросом занимаются служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура. Соответствующее распоряжение дал глава государства Дмитрий Медведев. Проверка установила, что из 15 тысяч муниципальных образований нарушения законодательства допущены в 147. В тех регионах, где тарифы оказались необоснованно завышенными, стоимость услуг ЖКХ корректируется в сторону уменьшения. Проверки целесообразности тарифообразования продолжаются.

Беседу вел Юрий ВАРЛАМОВ.

Новости