Потерянный спутник «жив», но это мало радует

00:00, 16 сентября 2011г, Общество 1158


Потерянный спутник «жив», но это мало радует Фото №1

Российский телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4», неудачно запущенный в космос 18 августа, функционирует нормально, сообщает vz.ru со ссылкой на англоязычный ресурс Spacenews. Генеральный директор компании Astrium Satellites of Europe Эверта Дудока сделал соответствующее заявление в понедельник.

По данным Spacenews, “Экспресс-АМ4” был построен этой компанией по заказу ФГУП “Космическая связь” (ГПКС) - стопроцентно государственной компании, российского национального оператора спутниковой связи. Хотя ранее Роскосмос заявлял, что “Экспресс-АМ4” был создан в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева при участии европейской компании EADS Astrium, напоминает газета «Взгляд».

Эверт Дудок утверждает, что после того, как спутник сначала был потерян, а потом найден на нецелевой орбите, специалисты его компании зафиксировали: аппарат выполнил все необходимые для начала работы действия (частично раскрыл солнечные батареи, развернулся к Солнцу и перешел в режим ожидания для получения дальнейших команд с Земли).

Почему же Роскосмос «похоронил» его?

“Спутник имеет энергоснабжение и тепло и вполне способен передавать данные. Но, с нашей точки зрения, он находится на орбите, которая может считаться потерянной”, - пояснил Эверт Дудок.

По его словам, “Экспресс-АМ4” можно поднять до целевой орбиты, но польза от этого будет “сомнительной”, потому что спутник израсходует на это почти весь запас имеющегося на борту топлива.

Впрочем, право собственности на спутник полностью перешло к ФГУП “Космическая связь”, стало быть, российскому предприятию и решать, что с ним делать. Если ФГУП решит транспортировать его на орбиту-кладбище, то страховщики выплатят ему около 300 млн. долларов. После этого страховые компании могут оформить “Экспресс-АМ4” на себя, если захотят.

Спутник был предназначен для предоставления пакета мультисервисных услуг, в частности, цифрового телерадиовещания, телефонии, видеоконференцсвязи, передачи данных, доступа к сети Интернет, создания сетей связи на основе технологий VSAT. Аппарат имеет 30 транспондеров C-диапазона, 28 - Ku-диапазона, два - Ka-диапазона и три - L-диапазона, 10 антенн космического аппарата должны были обеспечивать устойчивое покрытие всей территории РФ и стран СНГ. Перенацеливаемые лучи могли быть использованы для предоставления услуг в любой точке видимости спутника. Масса аппарата более 5,5 тонны, срок службы должен был составить 15 лет.

Словом, чудо техники. Говоря о запуске этого аппарата, Роскосмос называл его самым мощным и высокотехнологичным телекоммуникационным спутником России на сегодняшний день. Теперь его, видимо, следует считать самым высокотехнологичным космическим мусором. Хоть в Книгу рекордов Гиннесса заноси.

Но почему же спутник, который стоит несметных денег, занесло не туда? По данным Роскосмоса, сообщает vz.ru, случилась ошибка разработчиков циклограммы (расписания команд, которые автоматика передает на исполнительные органы технических комплексов). “В ходе формирования циклограммы работы разгонного блока (РБ) “Бриз-М” был необоснованно заужен временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации РБ “Бриз-М” и как следствие - к выведению КА на нерасчетную орбиту”, - проинформировало космическое ведомство по итогам расследования ЧП.

Человеческий фактор обнаружен и при расследовании причин аварийного запуска космического корабля “Прогресс М-12М, обломки которого (или он весь?) грохнулись предположительно в Чойском районе Республики Алтай. К счастью, где-то в безлюдной тайге.

Роскосмос заверил: “Каждый пуск отныне будет сопровождаться работой специальной комиссии, которая дотошным образом будет проверять все шаги разработчиков и изготовителей”, - сообщило РИА “Новости”.

Странно, что этого не делали до аварии! Автор этих строк в советские времена работал на одном очень секретном предприятии оборонки. Помнится, каждую операцию, каждую деталь, не говоря уже о собранных узлах, контролировали военпреды (военные представители). «Изделия» (так в целях секретности называли все, что производили), предназначенные для запуска в космос, трясли на вибростендах, подвергали термическим и еще бог знает каким испытаниям… Нынешние спутники не дешевле советских военных баллистических ракет, «осечки» приносят многомиллиардный ущерб. Дешевле оплачивать бдительность строгих проверяльщиков.

Газета «Взгляд» сообщила, что глава Чойского района Александр Борисов сказал: “Взрыв был такой силы, что за 100 километров из окон чуть не повылетали стекла”. Видимо, московские коллеги слегка приукрасили. Автор этих строк в момент падения спутника находился в Горно-Алтайске и дребезжания стекол не заметил. Кстати, ничего упавшего с неба по сей день не нашли. В Рос-космосе даже стали поговаривать, что, может, обломки “Прогресса” и не найдут, поскольку они сгорели в атмосфере.

Час от часу не легче

Как известно, «Прогресс» должен был доставить на МКС кислород, воду и продукты питания. Все необходимое для жизнеобеспечения на ближайшие месяцы, конечно, есть. Но в связи с аварией космического грузовика на МКС задержались космонавты Андрей Борисенко, Александр Самокутяев и Рональд Гаран, сообщает km.ru. Планируется, что они вернутся на Землю до 18 сентября на двух капсулах “Союз”, которые сейчас состыкованы с МКС. То есть как раз в эти дни. А трое других космонавтов в оставшейся капсуле - 19 ноября. Так планируется.

Во вторник, 13 сентября, Роскосмос сообщил, что запуск транспортного пилотируемого корабля “Союз” на космическую станцию намечен на 12 ноября этого года. Но в НАСА после наших неудач с запусками начали проявлять беспокойство. Даже уже подсчитали: если по какой-либо причине станция выйдет из-под контроля, ущерб от потери МКС составит более ста миллиардов долларов.

Сумма немаленькая. Поэтому в НАСА решили построить свою ракету-носитель, чтобы не зависеть от партнеров по программе. “Было бы лучше, если бы космическая станция не опиралась только на одну страну”, - подчеркнул Скотт Пейс, директор Института космической политики при Университете Джорджа Вашингтона.

13 сентября НАСА заключило контракт с компанией АТК и европейским космическим концерном Astrium, который предусматривает разработку новой ракеты-носителя “Свобода”. АТК ранее занималась производством твердотопливных ускорителей «шаттлов», Astrium - разработчик и создатель ракеты «Ариан»-5. Фирмы будут работать в рамках программы развития коммерческих пилотируемых систем.

Американские и европейские инженеры создадут двухступенчатую “Свободу” из уже существующих компонентов. Первая ступень - это пятисегментный твердотопливный блок, полученный путём доработки четырёхсегментного ускорителя от «Шаттла». Вторая - жидкостное (кислород/водород) криогенное “ядро” от «Ариан»-5. Сообщалось, что ракета-носитель Ares I-X, которая легла в основу первой ступени “Свободы”, в 2009 году прошла успешный тест в небе.

Как говорится в пресс-релизе АТК, ракета-носитель сможет поднять на МКС 20,185 тонны полезной нагрузки, то есть любое пилотируемое транспортное средство, находящееся сейчас в разработке. Среди этих аппаратов могут быть также капсулы и космопланы, над которыми работают сейчас частные компании.

Кстати, как сообщает km.ru со ссылкой на BBC, строительство “Свободы” не предусматривает никакого финансирования со стороны НАСА. Средства на развитие проекта его авторам (ATK и Astrium) придётся искать самим. А космическое управление США предоставит партнёрам техническую поддержку и проконсультирует по множеству вопросов, включая анализ прочности, тепловых и вибрационных нагрузок.

Несмотря на это, предполагается высокий темп работ, так как ракету-носитель “Свобода” соберут из существующих агрегатов и узлов, которые не требуют существенной модификации и подгонки друг к другу.

Первый тестовый старт “Свободы” НАСА намечает на 2014 год, а уже в 2015-м - её первый пилотируемый пуск.

Фоторепортаж