Вспомнить подвиг

предлагают в краевом художественном музее

00:00, 15 ноября 2011г, Культура 1904


Вспомнить подвиг Фото №1

В Барнауле открылась тематическая выставка работ Ильи Глазунова «Поле Куликово» – первая в Алтайском крае, хотя об экспозиции всемирно известного художника в музее мечтали давно. Представленные 22 работы – это почти полный цикл, который художник задумал к 600-летию легендарной Куликовской битвы и создал по заказу Тульского музея изобразительных искусств. В нашем же музее экспозицию решили приурочить к другой дате – к 1150-летию зарождения российской государственности. Искусствоведы не сомневаются, что выставка одного из самых противоречивых современных авторов станет событием в культурной жизни края.

На открытии присутствовали не только многочисленные поклонники творчества мастера, но и студенты разных барнаульских вузов. Для зрителей читали «Задонщину» (памятник древнерусской литературы 14 века, повествующий о Куликовской битве) и пели патриотические песни. О том, что легендарная битва стала переломным моментом в русской истории, напомнили не раз.

– Илья Сергеевич Глазунов – художник с мировой известностью, уже первая его выставка, которую он сделал в 1957 году, еще будучи студентом, пользовалась большой популярностью, и сразу же любители искусства разделились на два непримиримых лагеря, – рассказала на открытии куратор экспозиции Оксана Сидорова.

По её словам, тема Куликовской битвы имеет для художника особое значение, он начал работать над ней в 1960-е годы и планировал создать цикл к 600-летию сражения. Художник изучал исторические материалы, летописи, житие Сергия Радонежского и московского князя Дмитрия Донского, а также ту самую «Задонщину», которую читали на открытии выставки.

Ход битвы на его картинах отражен с какой-то кинематографической, даже комиксовской подробностью и наглядностью: «Благословление князя Дмитрия Сергием Радонежским», сцена проводов войска на битву, бой Пересвета с Челубеем, отдельное полотно «Видение Бориса и Глеба», «Штурм града». Кульминация битвы представлена в работах «Временный перевес татар» и «Засадный полк», а одно из последних полотен – «Ночь после боя» – стало своеобразным реквиемом по погибшим воинам.

Кроме батальных сцен художник создал предельно выразительные портреты главных героев – искаженное яростью лицо хана Мамая словно озарено адским пламенем, а в раскосых глазах монгольской княжны, изображенной на алом фоне, застыло какое-то трудноопределимое нечеловеческое чувство. Про одухотворенные портреты князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии кто-то из присутствующих пошутил: мол, смотришь на них и сразу чувствуешь себя русским.

Ну а чтобы события 14 века обрели дополнительную «плотность», вещественность, в витринах представили фрагменты реконструированных доспехов русских и монгольских воинов из частных коллекций – шлемы и монгольские шапки, пояса, колчаны со стрелами.

– В 60-е годы прошлого века, когда художник начал создавать этот цикл исторической живописи, патриотические темы были уже не столь популярны, – рассказала директор краевого художественного музея Инна Галкина. – Тем не менее тема Родины стала одной из главных в его искусстве. А мы рады этой выставке не только потому, что она знакомит жителей края с творчеством знакового современного художника, но и потому, что его картины – благодатный материал для нашей работы по краевой программе эстетического воспитания школьников. Мы заранее включили эту выставку в наш календарь программы, и заявок на нее уже очень много.

Начальник отдела культурного наследия краевого управления по культуре и архивному делу Галина Кубрина похвалила художественный музей за организацию в крае выставок ведущих художественных собраний России, посвященных различным значимым событиям.

А председателя комитета по культуре администрации Барнаула Валерия Паршкова, по его собственному признанию, на выставку привел интерес к личности самого Ильи Глазунова:

– Имя художника десятилетиями почиталось и подвергалось критике. Достаточно вспомнить, что его дипломную работу в Институте им. Репина не хотели принимать, потому что, запечатлев будни
войны, он показал не победы, а кровь, грязь и страдания. Личность этого художника сама по себе заслуживает изучения: он не только живописец, но и сценограф. Кроме того, вместе с учениками он отреставрировал несколько залов Кремля. А в его академии живописи, ваяния и зодчества, кроме прочего, готовят специалистов по охране культурного наследия.

 

Кстати
Это не последнее крупное событие, которое в краевом художественном музее готовят к значимым историческим датам. В будущем году к 200-летию Отечественной войны 1812 года в Барнауле планируется выставка из фондов Государственного исторического музея под названием «Казаки в Париже».

Справка «АП»
Илья Глазунов – народный художник СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997 г., за реставрацию Московского Кремля), основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества (Москва), удостоен многих почетных наград. Главной темой творчества И.С. Глазунова стала Родина, практически всю жизнь художник работал над грандиозным циклом «История России», создал образы Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, которые вошли в учебники.

Фоторепортаж
Блоги