Он был в классе первый ученик

00:00, 23 ноября 2011г, Общество 1178


Он был в классе первый ученик Фото №1

В музее Германа Титова, открытого в селе Полковниково Косихинского района после реставрации, часть экспозиции посвящена первой учительнице будущего космонавта Дарье Алексеевне Бакаревой. В числе гостей праздника, состоявшегося на родине героя в день 50-летия его полета в космос, была и её дочь Ольга Григорьевна Зыкова.

Наш человек

- Мамина семья жила на одной улице с Титовыми. Окончив педучилище, мама стала преподавать в начальных классах в школе села Полковниково. Среди ее учеников был и Герман Титов.

Мама была человеком эмоциональным и, когда свершилось это событие, очень обрадовалась: «Ой, Гема (так его звали в классе) в космосе, наш Гема! Какой молодец!» Надо было видеть, как она светилась от счастья! Да и все мы тоже очень обрадовались, потому что для нас Титов был как родной, очень близкий человек. Помню, после полета Гагарина мы захлебывались от восторга - гордость за страну распирала, но когда полетел Герман, радость была просто неописуемая. Он был «наш» во всех смыслах: и как представитель Советского Союза, и как земляк - и из Алтайского края, и из Полковниково, где мамина родина, да и еще и ее ученик. Любимый ученик! Поэтому описать состояние, которое мы все пережили в тот момент, невозможно. Чувство родства преобладало, и оно переполняло душу. Это был такой праздник! Мама была очень рада, стала про него рассказывать, отмечала его положительные человеческие качества.

Очень способный. Очень умный. Отец, Степан Павлович, сам всесторонне развитый, одаренный человек, конечно, дал детям достойное воспитание. Герман тоже был эрудитом. Мама вспоминала, что не успеет дать задание классу, он уже тянет руку – готов отвечать. Тогда еще не было такого понятия, как дифференцированное обучение, всех учили по одной программе, но мама для него специально готовила дополнительные задания, потому что знала: он решит раньше всех и быстрее всех ответит.

При этом, несмотря на успехи, вел себя скромно. Если надо было кому-то из ребят помочь в учебе, мама обращалась с такой просьбой к Герману, он занимался с одноклассниками, объяснял им то, что они не понимали. Ни время, ни слава, ни мировая известность его не испортили. Приезжая на родину, он ничем не кичился, был прост в отношениях, обязательно встречался с одноклассниками. А еще непременно навещал маму, первая учительница многое значила для него.

- А вы сами-то были знакомы с Германом Степановичем?

- Только знакома. Мы виделись в 1961 году, когда он после полета приезжал в ноябре в Полковниково, там жили его родители. Я тогда училась в шестом классе в Налобихинской средней школе, которую оканчивал, кстати, и Герман. Он отучился в начальной школе в Полковниково, а потом перешел в налобихинскую. Мама здесь работала учителем начальных классов.

По случаю приезда космонавта был устроен митинг, и мы, вся школа, факельным шествием двинулись из Налобихи в Полковниково. А между селами три километра. Погода, помню, была сырая, холодная, но мы ни на что не обращали внимания. Было так здорово, что мы шли на встречу с Титовым! Дух захватывало от одной мысли, что он наш земляк - здесь родился, здесь жил, здесь учился. У меня-то в душе вообще петухи пели: мамин ученик!

А во второй приезд Герман Степанович пришел к нам в школу. Его, естественно, все окружили. Он сфотографировался с учителями. Мама стояла рядом с ним. Потом познакомила Титова со мной. Он тогда и предложил сфотографироваться вместе. Я испытывала сложные чувства: радость, гордость, смущение - все вместе. До сих пор не могу без волнения смотреть на фотографию.

Неугомонная

В новом музее один из разделов экспозиции посвящен первым школьным годам космонавта, там есть и портрет мамы. Я как увидела – прослезилась. Мама ведь тоже была необыкновенным человеком. Она любила детей, стремилась наполнить их жизнь добром и светом, чтобы этого запаса хватило надолго. Она из деревни возила свои классы в Новосибирск, в Барнаул в музеи, в театр, на концерты. Сохранилось много фотографий об этих встречах с рабочими, артистами, с поэтами. Возила детей в Горный Алтай, показывала маралов. Сама была неугомонная и заражала своей энергией и своих учеников. Она как бы задавала им вектор движения по жизни – вперед и дальше. За 38 лет, что работала учителем, сколько учеников поставила на ноги! Любым из них она могла гордиться.

Земляки, соседи, коллеги

Мама учила Германа, а Степан Павлович учил мамину младшую сестру Ирину. Она потом тоже стала учителем начальных классов. Тетя Ира рассказывала, что Степан Павлович был очень строгий, но ему все прощалось за то, что он был необычайно эрудированный, очень разносторонний, умный человек. Его все побаивались. Ирина говорила, что, даже когда она уже начала работать, рядом с ним чувствовала себя школьницей. Семья жила на одной улице с Титовыми, и по пути в школу надо было пройти мимо дома Степана Павловича. А по молодости кому не хочется быть красивым? Вот и Ирина подкрашивала губы. Но перед домом Титовых тайком стирала помаду: не дай бог ее увидит Степан Павлович! И уже когда миновала дом, переводила дух и доставала тюбик с зеркальцем. Он внушал своим ученикам, что красота духовная гораздо важнее красоты внешней.

Повышенным вниманием после полета Германа стала пользоваться в школе и сестра его Земфира. Правда, ее тоже звали сокращенным именем – Зима, с ударением на первом слоге. Степан Павлович дал своим детям имена по аналогии с героями произведений любимого писателя Пушкина. Земфира была тоже скромной, очень симпатичной девушкой. Но если прежде ее воспринимали как обычную школьницу, то после полета брата все искали повод лишний раз посмотреть на нее, а потом еще и дома сообщить о том, что видели в школе Земфиру.

Я окончила пединститут, работала в своей же школе, в краевом комитете по культуре. Теперь на пенсии, помогаю дочери воспитывать внуков.

Фоторепортаж
Блоги