По новому пути

00:00, 26 ноября 2011г, Общество 1833


В Москве прошел II Железнодорожный съезд. Главной темой стало развитие железных дорог в контексте социально-экономических интересов страны.

В нем приняло участие около трех тысяч человек. Это железнодорожники, представители министерств, сенаторы, партнеры РЖД. На протяжении двух дней участники съезда работали над новой стратегией модернизации железнодорожной отрасли. В числе рассматриваемых тем были привлечение инвестиций, развитие скоростного движения, внедрение передовых технологий на транспорте. Корреспондент “АП” побывала на съезде.

О скорости и рельсах

- Нельзя считать нормальным, что пять российских регионов не имеют железных дорог вообще, - отметила на съезде председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. - Строительство железных дорог - системообразующий фактор освоения территорий страны. Ведь вслед за проложенными рельсами появляются дома, школы, промышленные предприятия. Вторая задача – повышение скоростей. В этом отношении у нас есть хорошие примеры: высокоскоростные “Сапсаны”, курсирующие между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, способны разгоняться до 250 километров в час.

“Сапсан” стартовал в 2009 году. Из Москвы до Северной столицы он доходит за 3 часа 45 минут. За первый год работы поезд перевез около двух миллионов пассажиров! Развитие сети скоростного движения будет продолжаться. До 2015 года “Сапсаны” соединят Москву с Курском, Ярославлем, Самарой, Казанью. Свой “Сапсан” должен появиться и на Западно-Сибирской железной дороге: планируют отправить поезд по направлению Омск - Новосибирск.

О вокзалах

До 2015 года в стране реконструируют около 300 вокзалов. Они будут заметно отличаться от старых: магазины, развлекательные центры, комфортабельные зоны отдыха, железнодорожное такси. К этому же году абсолютно все вокзалы станут соответствовать мировым нормам по доступности инвалидам. А вскоре откроется современный вокзальный комплекс в Адлере, расположенный сразу на трех уровнях. На первом – путевое хозяйство, втором – здание вокзала, третьем – обслуживающая инфраструктура с парковкой и вертолетной площадкой. Свой облик меняют и вокзалы Алтайского края.

Заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по Алтайскому региону Владимир Терентьев говорит: “ За последние несколько лет у нас построены и реконструированы десятки объектов инфраструктуры и социальной сферы на сумму более 10 миллиардов рублей. Среди них второй мостовой переход через реку Обь в районе станции Камень-на-Оби, новые вокзальные комплексы в Камне-на-Оби, Новоалтайске, Рубцовске, Славгороде, Алейске”.

Среди последних – вокзал в Бийске. Стоимость этого проекта – около 230 миллионов рублей. В двухэтажном здании несколько залов ожидания, комнаты отдыха, кассовый зал, сервис-центр с туристическим бюро и авиакассой, камера хранения.

О новых технологиях

Много внимания РЖД уделяет инновациям. Создается новая система управления и безопасности движения поездов – это переход к интеллектуальному железнодорожному транспорту. На локомотивах установлено более 13 тысяч комплектов спутниковой навигации ГЛОНАСС, они также есть и на 540 пассажирских, пожарных и восстановительных составах.

Старший вице-президент ОАО “РЖД” Валентин Гапанович рассказывает: “Дальнейшее развитие диспетчерского управления поездов связано с внедрением многофункциональной системы управления, контроля движения, которая основана на применении микропроцессорных программно-технических комплексов, отвечающих особым требованиям по безопасности, в том числе по международным стандартам”.

Одно из наиболее эффективных направлений развития – энергосбережение, перевод пассажирских поездов на энергооптимальные графики движения. В 2011 году на них переведено уже 1200 пассажирских поездов по всем направлениям центральной части сети железных дорог и до Новосибирска. Планируемая экономия электроэнергии по итогам года составит 40 миллионов рублей. Задача на 2012 год – перевести на энергооптимальные графики всю Транссибирскую магистраль.

О льготах

- Мы будем продолжать льготную политику, - заверяет президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. - Для нас важно максимально отвечать на запросы пассажиров. Это касается не только студентов и ветеранов, но и людей, попавших в сложные жизненные ситуации.

О комфорте

Сейчас Алтайский регион Западно-Сибирской железной дороги вышел на новый этап обслуживания пассажиров. На вокзалах появились автоматизированные справочно-информационные установки, которые могут “рассказать” пассажирам о наличии мест на поезда, о стоимости проезда и многом другом.

Кроме того, на железнодорожном транспорте работает услуга продажи билетов через Интернет с оплатой их стоимости по банковской карте Visa или Master Card. Жители края, отправляющиеся в поездах дальнего следования, теперь смогут выбирать билет в мужское, женское или смешанное купе. При этом его стоимость остается такой же, как и в других вагонах соответствующего класса.

О грузовых перевозках

Реформа железнодорожного транспорта предусматривает запуск в экспериментальном режиме пилотных проектов по развитию конкуренции между перевозчиками на выделенных для этого участках. Объем грузооборота в конкурентном сегменте рынка перевозок к 2015 году может составлять от 5 до 10%.

- Нельзя срывать отлаженную работу системы железнодорожных перевозок под предлогом развития конкуренции в тех сегментах рынка, где отсутствуют предпосылки для этого, - сказал старший вице-президент ОАО “РЖД” Валерий Решетников. - Ключевой задачей модели рынка грузовых перевозок станет формирование сбалансированной финансово-экономической модели развития железнодорожной инфраструктуры. Основой этого должно стать заключение между государством и собственником инфраструктуры “сетевого” контракта. Такая форма работает во многих странах Европы и хорошо зарекомендовала себя.

Кстати, станция Алтайская (город Новоалтайск) – лидер сети дорог по отправлению поездов повышенного веса. Объем погрузки в регионе в этом году увеличился на 4,9%. Специалисты отмечают, что рост связан с рядом инвестиционных проектов и открытием железнодорожного моста в Камне-на-Оби.

О ценах на услуги

Не секрет, что на железнодорожных вокзалах стоимость некоторых услуг вызывает недоумение у пассажиров.

- В одном из вокзалов стоимость пребывания в комнате матери и ребенка составляет 300 рублей на взрослого плюс еще 150 рублей на малыша, - рассказывает Владимир Якунин. – Да, любая услуга должна быть профинансирована из каких-либо источников. Но такие случаи требуют вмешательства. Сейчас мы с этим разбираемся.

Москва – Барнаул.

Новости