Негрозный символ

Дракон, сваляный из шерсти, вызывает улыбку, а вовсе не мистический ужас

00:00, 31 декабря 2011г, Общество 1841


Негрозный символ Фото №1

В последние недели мастерица и автор художественных кукол Елена Зайковская изготавливает символы наступающего года – дракончиков. Причем из шерсти в технике сухого валяния иглой, которая требует большой сосредоточенности и усидчивости. Часть уютных бело-синих дракончиков пойдет на подарки родным и друзьям, часть сдается в один из барнаульских салонов. Очередную крылатую игрушку она закончила прямо перед визитом корреспондентов «АП»

Если попытаться охарактеризовать все произведения Елены Зайковской одним словом, больше всего им подойдет определение «милые».

– Когда делаю игрушку, всегда надеюсь, что она понравится людям, которым я ее подарю. Стараюсь, чтобы она была добрая и веселенькая. И еще я очень благодарна тем, кто принимает мои игрушки, мне это действительно важно, – говорит мастерица.

Белые мишки, кролики, кошки, целые заячьи семьи, панды, олени с немного кошачьими физиономиями, изысканная лошадка, валяный «портрет» любимой таксы Риты… Видимо, все они и правда слишком милы, чтобы надолго задержаться дома у Елены Сергеевны, и потому давно прижились у новых хозяев. Так что о том, насколько разнообразны таланты мастерицы, нам приходится судить в основном по фотографиям ее многочисленных работ.

Зато удалось как следует рассмотреть художественных кукол, сделанных из пластики. Например,
изящная кукла «Коралл» была создана специально для Международной выставки-конкурса «Драгоценные фантазии», которая весной с большой помпой прошла в краевом художественном музее. А работа, символизирующая вино божоле, была представлена там же годом ранее на выставке «Париж всегда Париж».

– Елена Сергеевна, художник-кукольник ведь должен знать не только анатомию, но и множество технических хитростей…

– В этом мне помогает Интернет, где можно найти подробные мастер-классы известных авторов, – рассказывает Елена Сергеевна. – Учусь я именно там. А первую куклу сделала в 2007 году. Работала тогда в центре детского творчества Центрального района, и коллега как-то показала журнал «Кукольный мастер». Я увидела его и просто заболела! Потом мне подсказали, где можно купить специальную пластику, начала делать свою «Шахматную королеву». Правда, тогда было совершенно непонятно, где ее можно показать, и вдруг прошла информация о Первом сибирском кукольном карнавале! Кто-то у нас в крае, конечно, и до той выставки занимался авторской куклой, но сейчас мастеров стало гораздо больше.

Кстати, ту самую «Шахматную королеву», занявшую второе место в номинации «Кукла-сувенир», мастерица… сломала! «Образ получился интересный, но я неправильно выполнила некоторые части лица, так что технически она была далека от совершенства, – категорично заявляет Елена Зайковская. – Я на нее смотрела-смотрела да и разломала, только платье оставила».

– А как вам кажется, у куклы есть душа?

– Думаю, есть, но не у всякой. У «Божоле», например, точно есть. Когда я смотрю на нее, она мне как будто отвечает...

Замечаем на стене копию «Автопортрета в костюме Пьеро» художницы Зинаиды Серебряковой. Елена Сергеевна говорит, что обожает ее живопись, и тут же признается в отсутствии художественного образования.

– Я родилась в Житомире, окончила геологический факультет Киевского государственного университета, потом приехала на Алтай и стала работать в Институте водных и экологических проблем. Мы занимались вопросами охраны подземных вод и оценкой их качества. Но потом мой сын пошел в школу и мне стало трудно присматривать за ним: приходила домой уже вечером, а ребенок весь день на улице… В общем, я начала искать другую работу – и нашла ее в центре детского творчества. А занятия проводила на базе школы № 93.

– Но разве можно прийти в дополнительное образование вот так, «с улицы»?

– Никакой художественной школы у меня действительно не было, но тогда к педагогам дополнительного образования еще не предъявлялись такие требования, как сегодня. Зато у нас работали настоящие рукодельницы, которые могли научить детей удивительным вещам. Уже в процессе работы мы проходили курсы в Институте повышения квалификации учителей, и я буквально за пять лет аттестовалась на высшую категорию.

Мастерица показывает вещи, которые делала вместе с учениками. Среди мелкой пластики есть и керамическое панно по мотивам графики Николая Чепокова, художника из Республики Алтай. Он рисует в стиле, который искусствоведы определяют как этноархаика. На дощечке, которая являлась частью триптиха, символически изображено Телецкое озеро.

По словам Елены Зайковской, валяние из шерсти немного похоже на лепку из глины, только форму в данном случае создает игла.

– На кончике иголки есть специальные насечки. Нужно просто взять небольшое количество шерсти и долго тыкать в нее иголкой. Волокна будут спутываться между собой и постепенно получится плотное изделие. На одного дракона у меня уходит в среднем восемь часов чистого времени – такая кропотливая работа требует большой усидчивости. Но в нынешнем году я уже сделала около тридцати драконов.

– А как вы придумали драконий образ?

– Это было очень трудно, промучилась с ним целый месяц! То, что вы видите, уже третий или четвертый вариант. Сначала не знала, как взять цвет, потом решила, что лучше делать светлую игрушку, чем темную и мрачную. А как свалять лапки и когти? Нужен ли проволочный каркас? Но если дракона подарят ребенку, значит, никаких проволок внутри быть не должно…

В итоге Елена Сергеевна решила делать стилизованную игрушку с белым животиком, синей спинкой, маленькими крылышками, глазками-бусинами и волнистыми «усами» на добродушной мордочке. А главным декоративным элементом стал гребень на спине и хвосте, украшенный синими язычками пламени.

На вопрос, не наскучила ли ей драконья тема, Елена Сергеевна отвечает, что немного устала: «Обычно я в таком режиме не работаю, хочется ведь делать самые разные игрушки, придумывать новые образы, одевать их – это интересно и забавно». Кстати, результатом таких опытов становятся зайчики и мишки в разноцветных валяных курточках или вязаных шапочках, украшенных лентами и помпонами, медведь-балерина в бантиках и пачке и много других прелестных вещей.

– Часто на новые идеи наталкивает сам материал. Например, недавно в цветочном магазине я упросила продать мне флористическую сетку (используется для оформления букетов. – Прим. ред.), буду делать из нее «елочку». Мужа уже озадачила изготовлением подсветки, и ночью эта композиция будет очень красиво мерцать.

– Похоже, семья поддерживает ваше увлечение?

– Конечно! Например, я собираюсь валять в подарок воробья на проволочных лапках, и муж помог мне их сделать. Еще он для меня устроил гончарный круг. А вообще, рукоделье как болезнь: не дает ни отдыха, ни покоя, я все время придумываю что-то новое. В Интернет лишний раз уже стараюсь не заглядывать!

Новости партнеров
Фоторепортаж