Сибиряки и Наполеон

В Барнауле состоялась научно-практическая конференция «Алтай в Отечественной войне 1812 года»

00:00, 23 февраля 2012г, Общество 2746


Сибиряки и Наполеон Фото №1

Докладчиками в центр информации, образования и досуга «Город» (библиотека № 18) были приглашены Николай Ростов, доктор исторических наук, профессор АлтГТУ, Александр Родионов, писатель и краевед, и Станислав Андрейчук, кандидат исторических наук, старший преподаватель АлтГТУ, начавший конференцию с рассказа о том, как и для чего в Сибири появились войска начиная с XVIII века.

- Алтай с его золотом и серебром был в XVIII кошелек империи, и его надо было защищать от воинственных соседей – Цинская империя, Джунгарское ханство, казахи-кочевники… - рассказал Станислав Андрейчук. – Еще в 1744 году Сенат постановил создать Сибирский корпус, для чего были выведены два пехотных полка из Персии и три драгунских полка с российских территорий. Надлежало охранять заводы, но часто приходилось выходить за рамки этой задачи. Военные чины платили жалованье ханам, вводили суды, решали споры. В Омской крепости в 1789 году для детей казахской знати была открыта Азиатская школа – с преподаванием языков и математики. В целом войска в этих краях играли цивилизаторскую роль.

И в Смоленской битве, и на Бородинском поле были наши люди – барнаульцы, жители существующих до сих пор деревень Шипуново, Краснощеково и многих других. Сначала, еще в 1806 году, треть личного состава сибирских полков была отправлена на пополнение в полках 1-й и 2-й Западных армий. Доукомплектованные после этого местными рекрутами сибирские полки – мушкетеры, егеря и драгуны – в 1808 году выступили к западным границам под командой нашего земляка, бийчанина, генерала Антона Скалона.

- Поход стоявшего в Барнауле Томского мушкетерского полка к западным границам начался 15 августа 1808 года… - рассказал собравшимся на конференции учителям, научным сотрудникам и просто любителям истории Николай Ростов, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, выступивший с докладом по истории Томского полка. – До Казани шли 167 дней.

Николай Ростов отметил, что в Томске этот полк считают своим и очень ревниво относятся ко всяким напоминаниям о том, что Томский мушкетерский полк на самом деле имел «прописку» на Алтае. Но историческая правда такова: еще в мае 1797 года полк был расквартирован в Алтайском горном округе: четыре роты стояли в Барнауле, остальные - в Тальменке, Поспелихе, Белоярске. В 1806 году в Барнауле устроили полковой лагерь, где полк собрали полностью. Кстати, именно на месте этого лагеря был потом построен городок Барнаульского пехотного полка, а теперь находится БЮИ. (Улица Партизанская так и называлась – Полковая). А Никольский храм воздвигнут на том месте, где 15 августа 1808 года служился молебен.

Из сибирских полков алтайским в полной мере может называться еще и 19-й егерский полк, квартировавший в Бийской, Ануйской и Катунской крепостях. Сибирский и Иркутский драгунские стояли по Иртышской линии (хотя часть иркутских драгун квартировала близ села Чарышского), а Ширванский мушкетерский хоть и располагался на территории Алтайского горного округа, но в Усть-Каменогорске, так что своим мы можем считать этот полк с некоторой натяжкой. (Правда, именно в Ширванском полку служил майор Дмитрий Кисловский, начинавший службу в Бийском гарнизонном батальоне. В 1806 году он с частью ширванцев поступил на пополнение Кременчугского пехотного полка, в составе которого и прошел всю Отечественную войну, которую закончил полковником).

Томский полк геройски сражался в Смоленске и при Бородине, а затем в бою за Малоярославец и под Красным. Все это время полк пополнений не получал, и к концу ноября 1812 года в нем оставалось всего 120 человек. Примечательно, что в 1912 году при праздновании 100-летия Отечественной войны Барнаулу была подарена копия полкового знамени, которая сейчас находится в краеведческом музее.

Писатель Александр Родионов рассказал о том, как, побывав в Париже, искал сделанную колыванскими камнерезами и подаренную Наполеону в 1809 году вазу из коргонского порфира. (Эту вазу отвез во Францию колыванский мастеровой Яков Протопопов. Ему пришлось год ждать возвращения Наполеона из Испании. Жизнь в Париже так понравилась Протопопову, что по возвращении домой он без конца рассказывал о ней разные байки, за что сначала Парижем назвали его дом, а потом – улицу, на которой Протопопов жил. Улица Парижская в селе Колывань есть до сих пор).

- Вазу я искал в разных местах, но в конце концов выяснил, что она находилась в замке Сен-Клу, загородной резиденции Наполеона… - рассказывает Александр Родионов. – К сожалению, во время франко-прусской войны 1870 года Сен-Клу был захвачен пруссаками и при попытке отбить его французы из пушек разнесли замок полностью. Почти наверняка ваза наша погибла вместе с дворцом.

А вот в нашем городе следы той эпохи остались до сих пор: как рассказал Александр Родионов, в честь заключения Тильзитского мира купец Пуртов построил богадельню.

– Нынче это здание на углу улицы Пушкина и Социалистического проспекта... – поясняет Родионов. - В советское время там располагалась краевая поликлиника…

Дарья Полякова, сотрудница краевого архива, рассказала об имеющихся в архиве документах той эпохи, а Надежда Лямина из военно-исторического отдела краеведческого музея – о медалях в память войны 1812 года.

Заведующая библиотекой № 18 Ольга Колбашева сказала:

- Наша миссия состоит в том, чтобы донести до читателей, до барнаульцев информацию об участии наших земляков в этой войне. Так пришлось, что год 200-летия Отечественной войны – это еще и год 75-летия образования Алтайского края. Алтай хлеборобный, Алтай промышленный, а мы хотим рассказать еще и об Алтае военном. Один из городов-побратимов Барнаула – испанская Сарагоса, во времена наполеоновских войн прославившаяся своей героической обороной. И эта деталь мне кажется очень символичной…

Новости партнеров
Фоторепортаж