Создаётся комплексная навигационная система

00:00, 24 марта 2012г, Общество 1211


Создаётся комплексная навигационная система Фото №1

Алтайский край сделают образцовым для других российских регионов в использовании космической навигации для управления наземным транспортным комплексом.

Федеральная компания «Навигационно-информационные системы» и ее региональный партнёр «ГЛОНАСС-Сибирь» объявили о намерении создать на Алтае первую в стране «комплексную региональную навигационно-информационную систему по управлению транспортным комплексом региона и обеспечению взаимодействия с информационными системами федерального уровня».

В дальнейшем данная система «будет демонстрироваться органам исполнительной власти заинтересованных субъектов». Такое решение принято 21 марта на Алтае в ходе совместного заседания Совета при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе и Совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение».

В федеральной компании «Навигационно-информационные системы» корреспонденту «АП» подтвердили информацию о решении «создать «витрину» использования технологий ГЛОНАСС на территории Алтайского края».

На встрече в Белокурихе гендиректор «НИС  ГЛОНАСС» А.Гурко рассказал губернаторам «о развитии отечественных глобальных спутниковых навигационных технологий и их роли в повышении инвестиционной привлекательности сибирских регионов». Планируется провести первую межрегиональную научно-практическую конференцию по данной тематике в ноябре 2012 года.

Первоначально появление системы спутников ГЛОНАСС объяснялось крайней необходимостью иметь собственную космическую навигацию для выполнения задач Минобороны. Потом такие приемники стали устанавливать в городском общественном транспорте, к ним предполагается подключить все новые машины российской сборки.

В июле 2010 года акционеры «НИС ГЛОНАСС» на встрече с премьер-министром России Путиным предложили законодательно запретить ввоз в Россию оборудования для навигации и мониторинга без встроенного чипа отечественной системы ГЛОНАСС. При этом под запрет подпадали популярные телефоны и смартфоны, которые в ближайшее время не обзаведутся российским аналогом GPS.

Идеи «запрячь в русскую тройку еще одну пристяжную» проносятся в российском информационном пространстве как яркие кометы и метеориты. Следить за преступниками, находящимися под домашним арестом, например. Или вмонтировать чипы в собачий ошейник вместе с защитой от блох. Предлагается даже отслеживать с помощью домашнего компьютера подход транзитного транспорта к ближайшей остановке (хотя интервалы движения автобусов, троллейбусов и трамваев раньше обязательно указывались на жёлтых табличках на каждой остановке общественного транспорта – к слову, их тоже можно разглядеть с помощью космических технологий даже при свете луны). При этом некоторые примеры использования ГЛОНАСС в барнаульских трамваях с миллионным пробегом вызывают вместе с восхищением и вопросы.

По иронии технического прогресса именно такие трамваи первые на очереди получения… второго комплекта ГЛОНАСС. Для этого всего лишь надо заявить о себе какой-нибудь компании по обслуживанию валидаторов - устройства, собирающего плату за проезд монетками, купюрами или карточками платёжной системы. Вторая спутниковая навигация нужна там для отслеживания автомата по сбору денег в пространстве и во времени и чтобы не спёрли. За опытом на Кассиопею или Марс лететь не надо – по две системы GPS уже имеются в алма-атинском электротранспорте, где валидаторы несколько лет назад установила продвинутая южнокорейская фирма.

Надежд «высокого полёта» у соседей было много, но быстрее троллейбусы по пробкам бегать не стали. Поэтому в казахстанском мегаполисе (крупнее Барнаула всего в два раза) стали активно строить развязки - их уже более 30, пробили тупиковые улицы к магистралям и организовали сверхскоростные городские дороги (с ограничением скорости 80 км в час). В отличие от спутников хорошие дороги не зависят от помех, вызываемых космическими магнитными бурями и вспышками на Солнце, а если за ними еще и ухаживать, то работают вечно.

Олег АНТОНОВ

Справка «АП»
В июле 2011 года было утверждено постановление федерального правительства о том, что компания «НИС ГЛОНАСС» получает эксклюзивное право на поставки и оснащение всех транспортных средств и других мобильных объектов, принадлежащих федеральным службам и ведомствам, необходимым GPS и ГЛОНАСС оборудованием для навигационно-связных целей, что было негативно воспринято некоторыми другими активными участниками рынка спутникового мониторинга.

Фоторепортаж