Рождение тракта

26 мая 1922 года путь из российского в монгольский Алтай получил статус тракта государственного значения

00:00, 26 мая 2012г, Общество 1469


Рождение тракта Фото №1

Дорожники празднуют эту дату, давшую начало созданию современной автомагистрали федерального значения М-52 «Новосибирск-Ташанта».

Ярмарочный путь

История Чуйского тракта состоит как бы из двух жизней. Первая – от конной тропы до вьючной дороги, вторая – от колёсного, грунтового маршрута до современной автострады с устройством сопутствующей инфраструктуры.

На месте современного Чуйского долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности.

По сведениям Елены Греховой, старшего научного сотрудника Бийского краеведческого музея имени Виталия Бианки, заведующей отделом «Чуйский тракт», в письменных источниках первые сведения об этой тропе датируются 1788 годом. Тогда русские купцы достигли реки Чуя в районе Курайской степи и начали вести там торг с местным населением, выменивая ткани, зерно, маральи рога, скобяные изделия на меха, скот и невыделанные кожи.

В 1825 году официально образовалась Алтайская волость, в которой село Алтайское стало, во-первых, узловым пунктом для развивающихся торговых русско-монгольских отношений и, во-вторых, началом нового торгового пути. И путь этот назвали Чуйским.

Далее так или иначе знаковые события здесь имели в основном торговое значение: вплоть до 1860-го у реки Бураты действовала ярмарка.

В 1864 году состоялось подписание Чугучакского протокола между Россией и Китаем – об уточнении границ и беспошлинной торговле в приграничных районах. В следующем году русские купцы Гилёв и Смирнов впервые пересекли границу с Монголией. Тогда же купечество вложилось в строительство дорог – сначала от Бийска до села Алтайское, а потом – до Шебалино.

И всё-таки дорога оставалась вьючной. В 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Николай Казнаков представил министру финансов России записку, в которой обосновал необходимость устройства колёсной дороги. После чего в 1877 году участок от Шебалино до Онгудая был перестроен соответствующим образом, а в 1879-1880 годы был исправлен и участок дороги от Онгудая до Хабаровки. Далее вплоть до монгольской границы путь был всё ещё вьючный. Впрочем, это не помешало бийскому купцу Ивану Котельникову в 1885 году пройти по нему и впервые выйти за пределы Великой Китайской стены.

Устройство колёсной дороги

В 1891 году в селе Онгудай была учреждена таможня. В 1892 году в Алтайских горах были проведены изыскательские работы. Поскольку дорога приобретала всё большее значение, в 1900 году сюда прибыли исправник С. Лучшев и инженер И. Биль, которые составили смету дорожных работ с расчётом ширины дороги на бомах в три с половиной аршина, а в остальных местах в пять аршин. Стоимость всех работ составила 60 тысяч рублей. Спланированную дорогу на подрядных условиях строили крестьяне соседних сёл.

Дальше – больше: 5 мая 1901 года начались работы по устройству колёсной дороги на перевале Чике-Таман, поскольку до него такая, для того времени – современная, дорога была проложена.

Дошло дело и до взрывных работ: 16 июня 1901 года сапёрная команда под руководством поручика Фёдорова прибыла в Бийск, а затем в Хабаровку для расчистки будущей дороги в наиболее узких местах, на бомах.

К 1902 году на всём протяжении Чуйского тракта была проложена колёсная дорога, то есть приспособленная для гужевого транспорта. Мостов в те годы не было, но регулярно наводили три паромные переправы.

В 1911 году Чуйский тракт передали в ведомство Министерства путей сообщения. В 1913-1914 годы все изыскательские работы на нём велись под руководством техника путей сообщения Вячеслава Шишкова – в будущем выдающегося русского писателя, автора романов «Угрюм-река» и «Ватага», путевых очерков «По Чуйскому тракту» и рассказов из цикла «Чуйские были». Именно Вячеслав Яковлевич, обследовав два варианта трассировки Чуйского тракта, предложил вариант строительства тракта по правому берегу Катуни.

К современной магистрали

26 мая 1922 года Чуйский тракт по решению правительства был объявлен дорогой государственного значения. В этом же году возвели первый мост – у села Кош-Агач.

В 1933 году Чуйский тракт передали в ведомство НКВД, его благоустройством занялись заключенные, размещаемые вдоль трассы в так называемых командировках. В следующем году они построили понтонный мост через реку Бию в городе Бийске и деревянный через Ишу. Тогда же был проведён первый автопробег на Чуйскому тракту.

1 января 1935 года Чуйский тракт был официально принят государственной комиссией, а в марте сдан в эксплуатацию деревянный мост через Катунь у села Усть-Сема, и в этом же году в Бийске по проекту инженера А. Крушевницкого построили деревянный мост через Бию.

В следующем году на Чуйском тракте свершилось техническое чудо – по проекту и под руководством инженера С. Цаплина за один год построили первый в мире двухканатный висячий мост через Катунь с деревянной фермой жёсткости. Общая длина моста – 142 метра, речной пролет – 100 метров. В настоящее время эта уникальная конструкция, отмеченная премией Совета министров СССР, сохраняется как памятник мостостроения.

В 1956-1957 годы провели капитальные работы по ремонту участка дороги Усть-Сема-Шебалино – с устройством чёрного покрытия, а в следующем году аналогичные – на участке Бийск-Майма.

Серьёзное событие состоялось в 1959 году: на Чуйском тракте введён в строй первый металлический мост – через Катунь в селе Усть-Сема.

В 1961 году Чуйский тракт существенно подрос в километраже (почти тысяча), а также в сопутствующей инфраструктуре – он стал составной частью автомагистрали Новосибирск-Бийск-Ташанта.

Через три года в Бийске сдали в эксплуатацию взамен старого железобетонный мост через Бию, а в следующем году построили металлический мост через Ишу.

1965-1976 годы – строительство наиболее сложных и опасных участков дороги, в том числе на перевале Семинский, в 1984 году - на Чике-Тамане. В это же десятилетие построены металлические мосты через Катунь у села Иня и через Чую у села Кош-Агач. В 1995 году сдана первая очередь обхода Бийска с мостом через Бию. В 2011-м начата реконструкция дороги под вторую техническую категорию на участке Дубровка-Рыбалка, а в нынешнем – начато строительство второй очереди обхода Бийска…

История продолжается. С 90-летием,Чуйский тракт!

Валерий ТИХОНОВ

Фоторепортаж