Замкнутый круг

«Алтайская правда» выяснила причину, по которой жильцы хрущевок переплачивают за горячую воду

00:00, 01 июня 2012г, Общество 2519


Замкнутый круг Фото №1

1 июля 2012 года – крайний срок, к которому все дома должны обзавестись коллективными приборами учета (в просторечье – счетчиками). То есть жильцы будут платить за всю воду, попавшую в их дом, вне зависимости, была ли им от этой воды польза. В свете этого нововведения одна проблема, до сих пор как-то не считавшаяся первостепенной, становится крайне важной, так как будет обходиться огромному количеству жителей Барнаула, Бийска и Рубцовска в немалые суммы. Проблема эта – отсутствие циркуляции горячей воды.

«Открываешь горячую, а бежит холодная…»

Что такое циркуляция, многие знают и без меня (нынешний российский человек вынужден разбираться в великом множестве самых разных вещей). Остальным, кого еще не допекло, поясню – это когда вода в одном месте входит в дом, а в другом, пройдя по трубам, выходит. Необходимость ее очевидна – чтобы нагреть стоячую воду, нужны несравнимо большие усилия, чем чтобы нагреть проточную. Даже сам термин «теплоноситель» предполагает движение воды.

В наши дома, если кто не знал (а кто знал?), попадает два вида горячей воды: одна горячая вода наполняет систему отопления, а другая идет в полотенцесушители и течет из кранов в ванной и на кухне. При этом если для первой – той, что идет на обогрев, – горячей воды система циркуляции предусмотрена всегда, то для второго вида горячей воды система циркуляции не предусматривалась во всех хрущевках и во многих построенных в советские годы девятиэтажках. Результатом этого была знакомая ситуация: гражданин, открыв кран горячей воды, ждет, пока она и правда станет горячей.

Впрочем, полминуты – это еще хорошо.

- Открываешь кран горячей воды, а бежит холодная, бежит и бежит!.. – говорит Елена Федоровна Кибардина, жительница пятиэтажки № 24 на улице Попова. – Одна из наших женщин померила специально – три ведра воды пришлось слить, пока из крана горячая вода не потекла. А некоторые сливают не меньше ванны. Кому по карману такая жизнь?

Как показывает опыт, потребление воды в домах, где циркуляция не действует, почти ВДВОЕ (!) выше, чем в домах, где она работает. Посмотрите, граждане, свои квитанции и прикиньте, сколько вы переплачиваете из месяца в месяц, из года в год.

Елена Федоровна Кибардина пошла в прокуратуру, требуя защитить ее жилищные права. Прокуратура провела проверку, в ходе которой выяснилось, что «температура горячей воды на вводе в дом составляет 48 градусов Цельсия. Температура горячей воды в точке разбора в квартире № 19 (это квартира Елены Кибардиной. – Прим. «АП») после 10 минут слива составляет 50 градусов, в точке разбора в квартире № 40 после 8 минут слива составляет 49 градусов. В связи с отсутствием системы циркуляции горячего водоснабжения от центрального теплового пункта до дома
№ 24 на ул. Попова температура горячей воды в квартирах жильцов данного дома и на вводе в дом не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307». То есть нарушение налицо.

Масштабная проблема

В Союзе общественных организаций Алтайского края (СООАК), активистом которого Елена Федоровна является много лет, узнав о такой серьезной проблеме, решили заняться ею в целом. Исполняющий обязанности председателя СООАК Валентин Ханович направил губернатору края Александру Карлину письмо с описанием проблемы: «…в 2012 году предусмотрено установление счетчиков учета воды во всех многоквартирных домах. Однако жители ряда домов по адресам: ул. Гущина, 193, 195, 197, 199, 201, 203, ул. Попова, 24, 30, 32, 34, 38, 40, 42, 44, 48, 50, ул. Юрина 232, 234, 244, 246 – при установке водных счетчиков для горячей воды оказываются в крайне невыгодном положении, т.к. при строительстве коммуникаций к этим домам не была предусмотрена прокладка циркуляционных трубопроводов подачи горячей воды. (…) установка счетчиков приводит к неоправданным затратам жителей этих домов по статье «горячая вода (вода)».

- Губернатор поручил посчитать, какого количества домов касается эта проблема, и краевое управление ЖКХ сейчас занимается мониторингом... – сообщили «Алтайской правде» в совете
СООАК. – Уже известно, что Рубцовск и Бийск почти полностью без циркуляции и в Барнауле таких домов не одна сотня. Это десятки тысяч человек, масштабная проблема.

Путь решения проблемы, в общем-то, один – делать циркуляцию. Однако это стоит немалых денег, которых у муниципалитетов, как водится, нет. Вот ответ – он, кстати, и корректный, и понятный, - направленный Валентину Хановичу вице-мэром Барнаула Анатолием Воронковым, отвечающим за дорожно-благоустроительный комплекс: «…в связи с ограниченностью средств городского бюджета работы по восстановлению циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения ведутся только на объектах, по которым вынесены судебные решения».

То есть в суд, а если суд решит в пользу граждан, тогда и средства начнут искать…

Суд

Кстати, о суде. Елена Федоровна Кибардина в суд и пошла. Тут государство, на которое Елена Федоровна работала всю жизнь и которому исправно платила налоги, немного помогло – иск в интересах Елены Кибардиной и ее соседки Раисы Кучеровой подала прокуратура. Предмет иска очевиден: возложить обязанность по восстановлению циркуляции горячего водоснабжения от бойлерной до жилого дома № 24 на ул. Попова на администрацию города Барнаула, а на ДЕЗ-1 – обязанность по восстановлению циркуляции в подвале. Исковое заявление подано в январе. При всей очевидности ситуации суд идет до сих пор. Хотя в исковом заявлении содержится заключение проведенной прокуратурой проверки, Центральный суд Барнаула в феврале постановил провести строительно-техническую экспертизу «на предмет определения несоответствия горячей воды в квартирах жильцов по ул. Попова, № 24 нормативным требованиям», которая и идет до сих пор. Напомню, циркуляционный водопровод в доме № 24 на улице Попова отсутствует как таковой. Не то чтобы он был, но не действовал или действовал, но через раз – его просто нет. То есть ответ как минимум на два основных вопроса экспертизы (имеется ли циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения от ЦТП № 536 до дома № 24 на ул. Попова и имеется ли циркуляционный трубопровод в самом доме № 24) очевиден. Ответы на остальные вопросы (соответствует ли температура горячей воды нормативным требованиям в квартирах 4 и 19 в доме № 24 на ул. Попова и на вводе в дом; соответствует ли трубопровод горячего водоснабжения строительным нормам и правилам) – производное от основных. При всей очевидности ответов экспертиза идет до сих пор. А денежки-то капают, нет, текут!

185-й закон

Из двух основных российских вопросов – кто виноват и что делать? – первостепенным в данной истории является второй.

Валентин Ханович предлагал рассмотреть как одну из возможностей финансирования работ по созданию циркуляции 185-й закон. Однако из краевого управления по ЖКХ пришел ответ: «…государственная финансовая поддержка в рамках ФЗ-185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» может быть направлена только на ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых инженерных систем. Анатолий Воронков в своем ответе Валентину Хановичу расписал все по пунктам: за счет 185-го закона можно ремонтировать внутридомовые инженерные системы (электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), лифты, крыши, подвалы, фундаменты, фасады, устанавливать счетчики. Про циркуляционный водопровод в ФЗ-185 не говорится, следовательно – и тут вице-мэр прав абсолютно, – нарушать его нельзя.

Но, может, нашим, образно говоря, городам и весям через разных депутатов, в том числе Госдумы, предложить внести в ФЗ-185 дополнения? В конце концов, по России в целом эта проблема касается десятков миллионов человек.

Где деньги?

Циркуляционный водопровод в доме № 24 можно было бы сделать за счет накоплений на капитальный ремонт. Но, как выясняется, накоплений этих давно нет – они ушли на ремонт крыши.

- Крышу нам сделали и не отчитались, больше 300 тысяч дом за нее был должен, платили за нее до прошлого года, и вот только с июля 2011 года у нас появились по статье «Капитальный ремонт» первые деньги… - говорит Елена Федоровна Кибардина. – И ведь мы еще не рассчитались, а крыша уже текла, два раза за это время ее ремонтировали.

О бесперебойно работающем механизме этого «сравнительно честного» отъема денег я уже писал в материале «Что вынесла волна «Потопа» («АП», 21 сентября 2011 года). В статье также фигурировал и ДЕЗ-1: с ведома управляющей компании к ремонту крыши на доме № 76 на улице Попова была подпущена какая-то фирмешка, которую до сих пор никто не может найти (а может, и не ищут?), с дома списали несколько сотен (!) тысяч (!) рублей, накопленных по статье «Капитальное строительство».

То есть как только у какого-то дома заводятся деньги, управляющая компания (и не только ДЕЗ-1) тут же их «осваивает» (еще один из способов «освоения» - строить жителям детские площадки якобы в подарок, но потом оказывается, что за них все же надо платить). При таком подходе денег на ремонт циркуляции не будет ни у кого и никогда.

Справедливости ради отметим, что Ольга Шутова, руководитель ДЕЗ-1, еще в 2009 году обращалась в «Алтайские коммунальные системы» с просьбой о восстановлении циркуляционных трубопроводов. Общий смысл ответа (от 4.12.2009) техдиректора –главного инженера А.Гросса понятный: что можем – делаем, но мы не можем сделать все. К тому же, пишет Гросс: «ОАО «Алтайские коммунальные системы» в 2006 году, вложив немалые средства, восстановило циркуляционный трубопровод до жилого дома по адресу: ул. Шукшина, 1, но по вине ДЕЗа до настоящего момента в квартирах циркуляция не работает».

Но в таком случае, может, имеет смысл принять городскую и краевую программы восстановления циркуляции горячей воды в жилых домах? В конце концов, для чего, как не для таких ситуаций, мы выбираем депутатов?! И не для таких ли проблем существует у нас местное самоуправление?

А тарифы не дремлют…

Стоила бы у нас в России горячая вода копейки, на отсутствие циркуляции можно было бы и наплевать. Однако горячая вода стоит рубли, и немалые. Валентин Ханович выдвигает вполне здравую идею – если уж так все вышло, то вполне резонно на то время, пока будут найдены пути решения проблемы, снизить тариф на горячую воду для жильцов домов с отсутствием циркуляции.

«Временное снижение тарифа на горячую воду в домах, не имеющих циркуляционного трубопровода, законодательством не предусмотрено», - ответили Хановичу из краевого управления по ЖКХ. Видимо, коммунальные тарифы – деньги святые, не замай.

Между тем уже сейчас плата за горячую воду максимально приблизилась к пределу платежеспособности. Уже есть примеры, когда в многоквартирных домах жильцы отрезаются от горячей воды, ставят себе электрокотлы, с помощью которых греют воду, и это выходит дешевле. Но тарифы на электричество тоже не дремлют. И что потом? Переходить на печки? (Я еще помню, что в хрущевках в начале 70-х годов на кухне первоначально были печи. Потом их массово ломали, казалось, навсегда. А нынче выходит – погорячились?)

Словом, если не решать проблемы сегодня, пока они еще подъемны, завтра их уже никто не сможет решить…

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж