Алтайский кусочек знаменитой скульптуры

Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому известен в России всем. Уже почти 200 лет стоит он посреди Москвы. Постамент под памятником из финского камня, и, казалось бы, при чем здесь Алтай?

00:00, 22 июня 2012г, Общество 1943


Алтайский кусочек знаменитой скульптуры Фото №1

«Первая после «Медного всадника» работа на исторический сюжет такой мощи и выразительности и таких чисто скульптурных достоинств», - написал о монументе культуролог Яков Басин в своей книге «Первый памятник Москвы» (http://www.yazib.org/yb040500.html - советую прочитать, особенно о том, как непосредственно отливался монумент).

Монумент и правда был первым в Москве, утратившей со времен Петра столичный статус и за эти годы обратившейся едва ли не в большую деревню.  

В композиции памятника запечатлен исторический момент: в сентябре 1611 года нижегородский торговец мясом Кузьма Минич Захарьев-Сухорук призвал своих земляков собирать средства на новое ополчение, начальствовать которым убедил князя Пожарского, залечивавшего раны после произведенной в марте неудачной попытки освобождения Москвы. Простой человек Минин призывает князя Пожарского на бой – по тем временам композиция была революционная.

Работы над ним начались в 1808 году, и поначалу он делался к 200-летию изгнания поляков из Москвы. Деньги на памятник собирали всей Россией. В Алтайском краевом государственном архиве в деле 982 (ф. 1, оп. 2) собраны рапорта о сборе денег для строительства монумента на Колывано-Воскресенских заводах. Жертвовали кто рубли, а кто копейки, но изрядная сумма накопилась быстро: о сборе денег было объявлено в апреле 1809 года (л. 5-6), а уже 30 октября 1809 года было собрано 1245 рублей 42 копейки (л. 253). Всего же Томским гражданским губернатором из Колывано-Воскресенского горного округа было принято 3242 рубля 43 ½ копейки пожертвований (л. 256). (Интересно, что уже в январе 1810 года в Томск из Барнаула дослали еще 17 с небольшим рублей.) Памятник первоначально предполагалось установить в Нижнем Новгороде.

Однако, как сказал Андрей Вознесенский, «есть апостольское число – для России оно двенадцать»: в самый разгар работ над памятником, как раз когда в Петербурге скульптор Иван Мартос изготовил его малую модель, в Россию вторгся Наполеон со своей армией. Против нашествия, как и за 200 лет до этого, снова поднялась вся Россия и снова победила. Идея памятника переросла саму себя, это был памятник чему-то большему, чем только победе над поляками. Каждый мог видеть в этих фигурах себя – все же и жители нынешнего Алтая много пожертвовали на войну 1812 года, через это тоже по-участвовав в изгнании неприятеля.

Первоначальная смета (копия ее также есть в Алтайском госархиве, ф. 1, оп. 2., д. 982, л. 7 об.) предусматривала 150 тысяч рублей, но известно, что в 1816 году из-за послевоенного роста цен эта сумма оказалась недостаточной и Мартос вместе с мастером Литейного двора Василием Екимовым начал вкладывать в дело свои деньги. Узнав про это, Александр Первый велел выдать на памятник еще 20 тысяч рублей. Три с лишним тысячи, пожертвованные нашими предками – это примерно пятидесятая часть от ушедшей на памятник суммы, – не много, но и не мало.

Весной 1818 года его установили на Красной площади возрождавшейся из пепла Москвы.

Если кто будет в Москве, зайдите на Красную площадь и поклонитесь памятнику – так вы поклонитесь не только Минину и Пожарскому, не только героям 1612 и 1812 годов, но и сотням наших земляков, заводских чиновников и рабочих - берг-офицеров, маркшейдеров, каменотесов, плавильных мастеров и многих других - тем, кто отдавал на него свои небольшие деньги...

Фоторепортаж