Добрый, циничный, сказочный…

00:00, 28 июня 2012г, Культура 1964


Добрый, циничный, сказочный… Фото №1

В Художественном музее работает большая персональная выставка Никаса Сафронова – известного и весьма востребованного российского художника, общественного деятеля и светского персонажа. В экспозиции – более 80 портретов, пейзажей, аллегорических и сюрреалистических картин. Автор лично представлял свои работы: по его словам, он давно мечтал побывать в Барнауле, о котором много слышал от Валерия Золотухина, Александра Михайлова и Александра Панкратова-Черного. На открытии, которое предсказуемо получилось многолюдным, присутствовали представители краевой администрации, АКЗС, управления по культуре и архивному делу, а также предприниматели, общественные деятели, художники и просто поклонники одного из самых неоднозначных авторов. По словам организаторов, ажиотаж перед выставкой был грандиозный.

Чуть раньше, на пресс-конференции, исполняющая обязанности начальника краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова представила художника как «особое явление в искусстве и медийном пространстве». Явление – это, наверное, самое точное из возможных определений. Спокойный и расслабленный художник кокетничал с сотрудницами музея, попытался подкупить прессу перспективами создания «журналистского фонда», порой изумлял откровенностью, милой самоиронией.

Никас сообщил, что, выбирая из двадцати городов, готовых принять его выставку, не задумываясь, указал на Барнаул.

– Давно хотел приехать в Барнаул, но не было повода. Я как та собака – пока палку не бросишь в воду, она не поплывет. А недавно мы были в Ульяновске с Золотухиным и он мне говорит: «А почему бы тебе не сделать выставку в Барнауле?» – с такого монолога начал художник свою беседу с журналистами. – Сегодня мы были в храме Николая Чудотворца, помолились за нас, за вас и за этот замечательный город и край. Знаете, что приятно? Барнаул – одно из немногих мест, в которых церковь находится выше современных зданий. Так не всегда получается в крупных городах, а здесь это соблюдено. И, проезжая утром из аэропорта, я почему-то вспомнил детство, когда сформировался как личность. И, конечно, здесь красивые люди. Вы знаете – не мог удержаться, сам подходил к ним, знакомился…

Как выяснилось, художник по-прежнему активно собирает сказки (в его библиотеке более тысячи одних только «сказочных» книг), не против продать с этой выставки какие-нибудь работы, занимается благотворительностью и курирует две школы в родном Ульяновске, где он к тому же является профессором Ульяновского госуниверситета.

Состоятельным людям он посоветовал вкладывать деньги в работы живых классиков (имея в виду и себя тоже, разумеется), поскольку картины старых мастеров сплошь поддельные, а если человек заставил говорить о себе, его работы будут приносить стабильный доход. И отметил, что искусство очень тяжелый хлеб. «Прежде чем состояться, я работал дворником, сторожем, разгружал вагоны, учился в училище и в институте, изучал иконопись, жил во Франции, Англии. Обновлялся и экспериментировал. Надо уметь быть лучше, выделяться, быть совершеннее. Сегодня ведь тенденция: плюнул в вечность и ждешь дивиденды».

Выставка как мечта

На торжественном открытии заместитель директора музея Людмила Красноцветова-Тоцкая призналась, что выставка Никаса Сафронова была давней «целью-мечтой» для сотрудников ГХМАК:

– Мы очень благодарны Никасу за то, что он в своей многообразной общественной деятельности находит возможность продолжать традиции русских художников-передвижников, благодаря чему и состоялась эта выставка – я должна сказать по секрету, что на ее организацию мы не потратили никаких средств. Сегодня мы открываем для себя именно творчество Никаса, ведь, что греха таить, в провинции нам больше известен медийный образ художника. Здесь он предстает в самых своих разных творческих ипостасях. Сам он определяет себя как мистического романтика, метафизического сюрреалиста, символиста и просто сказочника, который проповедует добро и красоту.

Приветствуя художника, вице-губернатор Даниил Бессарабов также отметил, что интерес к творчеству Никаса усиливается интересом к его личности, извинился за состояние музейного здания, в котором сейчас полным ходом идет реконструкция, и пообещал, что если через несколько лет художник решит вернуться, его здесь будут встречать в совершенно других условиях.

В ответном слове живописец выразил готовность в будущем устраивать в Барнауле более узкотематические выставки и даже работать над набросками.

В шутку или всерьез

Что же касается самих представленных работ, то полчаса на выставке можно приравнять одновременно к сюрреалистическому сновидению по мотивам мировой истории искусства и посещению светского мероприятия. А главная неожиданность состоит, пожалуй, в том, что работы, подписанные «S.Nikas», весьма невелики по формату. В Барнауле Никас Сафронов предстает как камерный художник, с портретов которого, однако, на зрителя взирают Леонардо Ди Каприо и Николь Кидман, облаченные в аристократические костюмы ушедших эпох, или Фидель Кастро. В этой веренице медийных лиц особенно запоминается действительно роскошный портрет режиссера Павла Лунгина в красном тюрбане – жалко, висит портрет не в лучшем месте.

Не секрет, что многие коллеги относятся к творчеству Никаса с нескрываемым скепсисом, обвиняя в конъюнктурности и открытом потакании дурному вкусу – вероятно, справедливо (хотя нельзя исключать и того, что это просто игра). Но трудно не заметить и его потрясающую школу, и кропотливую работу над каждым квадратным сантиметром холста: тонкие лессировки, как бы наполняющие пространство картины внутренним светом, скрупулезную проработку деталей костюма или интерьера, в конце концов, почти всегда безупречный рисунок.

Что касается сюжетов, на выставке можно увидеть несколько провинциальных русских пейзажей, множество портретов знаменитостей из обширной серии «Река времени» и пронзительно трогательные сказочные миры, застроенные романтическими замками и населенные томными ангелами и духами воды в высоких колпачках.

Фоторепортаж