СВОЯ НОША НЕ ТЯНЕТ
00:00, 13 мая 2010г, Общество 1210
Так Евгений Долгов, фермер из села Подстепного Ребрихинского района, обычно отвечает на вопрос, почему он помогает местной школе. Весь секрет в том, что руководитель известного в крае крестьянского хозяйства сам в недавнем прошлом – педагог.
Для alma mater
Людмила Шлаузер, заместитель главы Ребрихинского района по социальным вопросам, в 90-е годы работала преподавателем математики, заместителем директора и директором Подстепновской средней школы.
– Женя Долгов – мой одноклассник, – улыбается Людмила Владимировна. – Перед тем как стать фермером, он после окончания Алма-Атинского автодорожного института несколько лет работал здесь учителем трудового обучения. У меня такое ощущение, что он из школы никуда и не уходил – настолько остро воспринимает нужды и проблемы alma mater.
Сергей Шахурин, нынешний директор школы, и Евгений Долгов – тоже сверстники и коллеги. Учительствовать в Подстепном пятнадцать лет назад начинали вместе. По словам Сергея Ананьевича, пережить эту чрезвычайно морозную и снежную зиму без Долгова им было бы очень тяжело. Фермер помогал вовремя подвозить уголь в котельную, чистить дороги, отогревать перемерзшие водопроводные трубы. Причем разговор об оплате за услуги даже не возникал.
Ребятишки, говорит Шахурин, давно привыкли к тому, что перед Новым годом Евгений Алексеевич обязательно сделает для них ледяную горку. А еще на деньги сельского предпринимателя в школе проводится текущий ремонт, приобретаются различные призы, проводятся праздничные и спортивные мероприятия. Недавно, например, в школьном спортзале прошел чемпионат села по волейболу. Команда КФХ Долгова, кстати, участвовала в нем и заняла первое место. Праздники первого звонка, выпускные балы без Евгения Алексеевича тоже не обходятся. Как и уроки профориентации.
Удивительно, но бывшим педагогом оказался и Алексей Бабакин, председатель Подстепновского сельского совета. По его информации, КФХ Долгова для села является основным бюджетообразующим предприятием. И помощь фермера школе позволяет использовать его платежи в сельский бюджет на другие неотложные нужды. Что, конечно, облегчает бремя расходов.
– Когда речь заходит о школе, Долгова ни о чем просить не надо, – подтверждает слова Шахурина Алексей Семенович. – По мере сил и возможностей он помогает и работающим учителям, и пенсионерам зерном, отходами, подвозит топливо, исправно выплачивает дивиденды по земельным паям.
Обратная связь
Долгов, как выяснилось по ходу разговора, прекрасно осведомлен о делах в родной школе. Искренне радуется, что у них, как и в городе, есть компьютерный класс с выходом в Интернет, интерактивная доска, оборудованный по современным меркам класс химии, а средний возраст преподавателей едва перевалил за сорок лет.
– Сейчас в школе 125 учащихся, – со знанием дела рассуждает фермер. – Демографическая ситуация в селе неплохая, только у нас в КФХ в девяти семьях родились дети. И на достигнутом (смеется) останавливаться не собираемся. Так что в ближайшие годы число учеников, по нашим расчетам, будет только увеличиваться. В школе учатся и мои дети: дочь Алла – в восьмом классе, сын Сергей – в шестом. Оба отличники.
– Почему я интересуюсь статистикой? – упреждает вопрос Долгов. – Отвечу. Большинство рабочих фермерского хозяйства – здешние выпускники, получившие вместе с аттестатами о среднем образовании удостоверения шоферов и трактористов. Работают нормально, добросовестно. Теперь уже их дети – школьники.
Благодаря школе ребята с малолетства тянутся к технике. Долгов рассказал, что в его КФХ сейчас работает выпускник прошлого года Евгений Кун. Когда он еще учился в девятом классе, фермер на свой страх и риск посадил мальчишку на комбайн. Женя прекрасно отработал на сенокосе и уборке, косил пшеницу на свал. И так до получения аттестата и прав. Потом устроился на работу в фермерское хозяйство.
Если не мы, то кто?
Евгений Долгов с 2004 года руководит районной ассоциацией крестьянских фермерских хозяйств. Вместе с коллегами-фермерами они уже прикинули, какую дополнительную помощь в объявленный президентом России Год учителя можно оказать сельским школам. В ассоциации сейчас прорабатывается вопрос о заключении со школами и сельскими администрациями трехсторонних соглашений о социальном партнерстве. Контур документа уже определен: в нем будут четко прописаны обязательства по системной поддержке образовательных учреждений района. И не только материальной. Заявлена главная цель: добиться, чтобы учительство по-настоящему стало интеллектуальным оплотом деревни, а школа – своеобразным социокультурным центром, объединяющим сельскую интеллигенцию на воспитание молодежи и решение задач перспективного развития села.
– Чтобы показать пример другим, начнем с Подстепного, – заверяет Долгов. – Глава села, директор школы и я – друзья-единомышленники. И подход к делу у нас один: если не мы, то кто?
Александр СОКОЛОВ