Школы разные нужны

00:00, 10 августа 2012г, Общество 2550


Школы разные нужны Фото №1

Корреспонденты «Алтайки» побывали в учреждениях системы образования Красногорского района. Наш первый рассказ – о школах. 

«Код апокалипсиса»

«Протекает крыша, рушатся окна, проваливается пол, из стен высыпаются кирпичи, текут отопительные трубы, не выдерживает электропроводка, и это еще не весь перечень состояния здания, которое было построено в 1967 году и ни разу капитально не ремонтировалось. Такое положение здания вызывает большую тревогу у администрации школы, педагогов и родителей».

Признаемся, эта ужасающая картина (авторский стиль сохранен) не могла не позвать в дорогу. А взята она была с интернет-форума, где жители Красногорского района сообщали адреса объектов, которые, по их мнению, должны войти в губернаторскую программу «80х80». И вышеприведенный текст касался школы в селе Быстрянка. Туда и отправились корреспонденты «Алтайки».

На фасаде здания Быстрянской школы выложена цифра 1967 – автор «апокалипсиса» немного ошибся: так обозначен год начала ее строительства. Это учебное заведение носит имя своего выпускника: Олег Суртаев, работавший в отделе вневедомственной охраны Барнаула, погиб на дежурстве…

Мимо ухоженного школьного участка (конечно же, здесь есть и огород) направляемся в здание. Тамбур и фойе первого этажа сейчас выглядят непрезентабельно: прежде панели были обшиты вагонкой, по предписанию пожарного надзора они демонтированы. Нас встречает директор школы Галина Федорова.

- Нам обещают сделать крышу, откосы. В планах и замена части окон, электропроводки и канализации на первом этаже. Мы уже заменили двери в кабинетах. На деньги, полученные по КПМО (Комплексный проект модернизации образования. – Прим. авт.), сделали современные туалеты, душевую в спортзале. Мечтаем о ремонте самого спортзала – он очень давний, в неприглядном состоянии. Радует то, - отметила Галина Александровна, - что поступают по КПМО деньги и мы на них что-то делаем. Очень много тратим средств на учебники, обеспечиваем детей ими полностью. В последний месяц, например, потратили на это более 102 тысяч рублей. По решению родительского собрания мы не собираем деньги на учебники с родителей – книги даем детям в пользование.

Я работаю в школе с 1990 года. За последние 6 лет, что директорствую, многое изменилось благодаря КПМО. У меня сейчас настроение получше: школьная крыша вся протекала, мы ее заменим.

Мы прошлись по этажам, заглянули в кабинеты. В школе обучается 198 детей (в том числе 18 – из Старой Суртайки, п. Мост-Иша) – их количество обусловливает наличие около двадцати компьютеров. Есть и интерактивная доска. В столовой не первый год работает новое технологическое оборудование: плиты, холодильники, мармит, пароконвектомат. Благодаря школьному огороду питание одного ребенка обходится в 300-400 рублей в месяц.

Рассказываем директору про жалобы родителей на состояние школы.

- Понятно, если ничего не менялось с 1967 года… - вздыхает Федорова. – Но сказать, что крах у нас, нельзя. На первом этаже системы канализации и водопровода делать будем. Главное, что меня сейчас радует, - запланирована замена электропроводки. Мы по требованиям СанПиНа установили электротитаны, а проводка старая…

У нас есть мастерские, девочки в кабинете технологии занимаются шитьем, вязанием. Школа вошла в программу на поступление оборудования для кабинета технологии. И еще одна приятная новость: мы будем апробировать организацию библиотечно-информационного центра (с целью и дистанционного обучения тоже). Наша школа – базовая, и она попала в эту программу. Производственная бригада занимается косметическим ремонтом, побелкой. Вовсю идет работа на пришкольном участке: полем, окучиваем…

Этот разговор случился в конце июня. Тогда в Красногорском районе шли сильные ливни и раскрывать крышу школы было нельзя. Что изменилось за месяц? То, что 1 сентября дети сядут за парты, не вызывает сомнений. Как рассказал представитель заказчика-застройщика, ООО ПМК «Восточная», прораб Виктор Кудинов, сейчас на 80 процентов крыша школы закрыта металлочерепицей. Полностью основную строители закроют через неделю, перейдут к вспомогательным крышам здания. Готовы отмостка, «входная группа», кухня – горячий цех и моечная.

По информации Главного управления образования, ремонт объекта осуществляется в рамках краевой адресной инвестиционной программы:­ из средств краевого бюджета выделено более 4 млн. рублей, софинансирование района составило 405 тысяч. На ремонт наиболее проблемных окон выделено 1 млн. 600 тысяч рублей. Их замена будет происходить постепенно­: даже если не успеют установить стеклопакеты к 1 сентября, то в рабочем режиме произойдет это в течение сентября-октября в выходные дни, дабы не мешать учебному процессу.

В начальных классах по требованиям СанПиНа дети будут мыть руки теперь теплой водой – для этого установлено десять водонагревателей. Потому там (а еще в кабинете домоводства и мастерских) электропроводка новая. Но на замену ее во всем здании средств нет. И тот факт, что в Быстрянской, как и в каждой школе края, имеется пожарная сигнализация, утешением служить не может…

Похоже, апокалипсис школе предрекли несколько преждевременно. Но «Алтайка» не оставит без внимания ход ремонта и обязательно вернется в Быстрянскую в августе, в сентябре – чтобы помимо прочего увидеть и новые окна, и новую электропроводку.

Поединок: хорошее и лучшее

В начале учебного 2010 года открылась после капитального ремонта школа в Новозыково, вошедшая в губернаторскую программу «75х75». Образовательное учреждение тогда получило прекрасный спортивный зал и оснащенную современным оборудованием столовую, в школе заменили систему отопления и перестелили полы, поставили современные пластиковые стеклопакеты. Обошлось это краевому и районному бюджетам в 34 миллиона - получается, что каждое место учащегося в этой школе стоит около 300 тыс. рублей. В школе сейчас обучается 102 человека.

После знакового события прошло два года, новозыковцы уже привыкли к такому подарку судьбы, а жители сел района им по-доброму завидуют и вместе с тем сами бывают частыми ее гостями. В замечательном спортзале проходят детские и взрослые соревнования даже районного уровня, а сельская молодежь посещает тренажерный зал. Но экскурсию мы начали с пришкольного участка, который и участком-то не назовешь: дорога к знаниям ведет через дендропарк, кругом множество цветов, территория ухоженная и очень чистая, а с крыльца школы, со взгорочка, открывается замечательный вид на село. В прошлом году Новозыковская заняла 1 место по благоустройству среди школ района.

Как и многие образовательные учреждения края, это тоже носит имя своего выпускника. Школе присвоено имя Василия Нагайцева, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне.

На пришкольном участке видим знакомый уже обелиск - памятник павшим на фронтах Великой Отечественной. Замечаем и изменение: рядом с памятником появилась стела, на ней – имена ушедших ветеранов. Стела была установлена на деньги их родных. На всех плитах очень много одинаковых фамилий, и у обоих памятных мест – цветы…

Полюбовавшись на вид школы снаружи, направляемся внутрь. Здание узнаваемо: таких, переделанных из типовых общежитий, в крае немало. Но и в этой типичности заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Волынчикова видит плюс:

- Наша школа мне больше нравится даже, чем Красногорская – там тоже недавно сделали ремонт. Но их здание – типичное, школьное, а наше уютнее! Жители многих деревень нам завидуют: в школе очень красиво, работать приятно. И просто приятно в ней находиться целый день, если сравнивать с временами до ремонта.

Корреспонденты «АП» тоже попривыкли за последние годы к хорошему (замечательная привычка!). Все, что показывала Татьяна Юрьевна на импровизированной экскурсии, узнаваемо: учебные кабинеты, спортзал, тренажеры, душевые, гардероб – все чисто, удобно, замечательно сохраняется. Сотрудники научились выговаривать диковинные названия «пароконвектомат» и «мармит». И эти, и все остальные составляющие понятия «модернизированная школьная столовая» поступили в Новозыковскую по программе в 2010 году, после того как был произведен капитальный ремонт пищеблока, стен и пола, демонтировано старое оборудование. Кстати, как у многих сельских образовательных учреждений, здесь есть свой огород, на котором выращиваются овощи и зелень. Потому средняя стоимость школьного завтрака в день на человека составляет 10 рублей.

Многие родители учеников могут позавидовать белой завистью новозыковцам: жить на земле, не задумываться об экологии, питаться здоровой пищей и главное - иметь возможность дать детям качественное образование в комфортных условиях – о чем бы, кажется, еще и мечтать?

Но есть о чем. Компьютерное оборудование в школе имеется, а вот интерактивных досок нет. А также выпускники прежних лет, родители нынешних учеников, вспоминают, что раньше были в школе мастерские и ребятишек учили работе с инструментом. В лихие 90-е годы все разрушилось… В кабинете технологии девочки готовят и шьют. Направление «Цветы и эстетика усадьбы» для девочек выбрано не совсем по доброй воле: рабочая… только одна швейная машина. Так что все хорошее, что есть в Новозыковской, должно быть побеждено его врагом – лучшим! И школе есть к чему стремиться.

«Каждый бурит для себя…»

По селу - хоть это и карается штрафом – вольготно разгуливали симпатичные грязнущие свинки. Встретившиеся нам ребятишки с любопытством рассматривали гостей.

- Ребята, а где у вас школа? – спросил водитель.

- Прямо на гору вверх и потом вбок! – объяснил мальчишка лет семи.

Для него дорога к знаниям была очевидной и привычной, гости же еще долго потом вспоминали этот самый «вбок»… Машина тронулась, а стайка мальчишек и девчонок еще долго махала ей вслед.

Ехали мы в Тайну, а приехали в ТайнУ… «ТайнА» - в переводе с алтайского «жилище отшельника». Филолог по специальности, директор основной школы Светлана Бекетова объясняет: видимо, назвали поселение так потому, что основали его старообрядцы, бежавшие от царя.

Раньше Тайна размером и размахом впечатляла: купцы богатые здесь жили, лесом, пушниной торговали. Не так давно в школе-десятилетке по несколько классов в параллели имелось. Детдом, маслосырозавод, кожевенный завод, две церкви, пекарня... У маслосырозавода даже своя библиотека была. Все пришло в упадок во времена перестроечные. Работников маслосырозавода сократили, а раз работы не стало, все разъехались («Прямо бежали!» - вздыхает Бекетова). Дома разрушились, уж не видно, где они и стояли. Раньше не было так просторно, как сейчас: один дом - там, другой - вдалеке…

И Светлана Николаевна, как она говорит, «по молодости» уезжала - в Заринск, на комсомольскую стройку, но вернулась на родину и с тех пор уже четверть века здесь. 23 года из них составляет педагогический стаж.

- Я не думаю, что должна распасться наша деревня. Директор ЗАО «Тайнинское» Сергей Павлович Киреев - молодец, во многом благодаря ему держится наша деревня. Да и вообще он всему району помогает. У нас весной в школе ураганом крышу снесло, обратилась к нему – помог… Для работников ЗАО строится дом. У наших животноводов очень хорошая зарплата: доярки 18-20 тысяч получают. А если вдвоем с мужем работают – 35-40 выходит на семью, что очень хорошо для села. Надеюсь, что выживет Тайна. Но даже если все уедут, я останусь. И сын мой после окончания горно-алтайского техникума работает здесь с отцом, заявив: «Никуда из Тайны не уеду!»

Трудятся селяне в «Тайнинском» да еще в школе, магазине, ФАПе. Остальные жители занимаются частным хозяйством или пчеловодством (это основной род занятий в благодатном уголке). Как сообщила глава Новозыковского сельсовета Ольга Сарычева, по итогам последней переписи проживает в Тайне 190 человек.

В основной школе – 27 учеников, в классах - по двое-трое. Потому такие предметы, как физкультура, рисование, объединяют. Учатся здесь дети до 9 класса, продолжают же учебу в Новозыково или Красногорском.

Располагается школа в здании бывшей конторы. «По записи она 72-го года, но я в архивах находила доказательство того, что построена была еще в пятидесятые», - замечает Бекетова. Мы заходим в школу. Темновато, несмотря на ясный день. Первое, на чем останавливается взор, – умывальники весьма оригинальной конструкции. Попросту рукомойники.

- Наливаем-выливаем, - подтверждает очевидное директор. - В начальных классах по предписанию Роспотребнадзора положена и горячая вода, так подогреваем. Пьем воду из кулера.

Водопровода в селе нет и никогда не было. Воду берут из колодцев, колонок, пробуривают на участках скважины. Мы не раз обращались с ходатайством к главе района, к депутату Госдумы по этому поводу. Нам отвечали: представьте справку, что невозможно пробурить скважину на горе. Мы тогда обратились к буровикам, а они – пробурим в любом месте, только денежки платите!..

«А без воды…», если продолжить известную песню, нет и молодых специалистов. В Тайнинской основной числится восемь педагогов, но одна ушла в декрет, другая учительница увольняется. Некому немецкий да математику преподавать. Кто поедет в малокомплектную школу работать? Да если без водопровода и жилья. Это надо быть большим энтузиастом или… сектантом. «Рвутся к нам сектанты, - рассказала Бекетова. - За горой что-то организовали. По деревне ходили агитацию проводили. Но наших трудно сагитировать на такое!..»

А вот на танцы в школе сагитировать можно! Сгорел в селе клуб - его остов как раз напротив школы - и, естественно, культурная жизнь переместилась в учебное заведение: завклубом там проводит мероприятия. И спорт не забывают тайнинцы. А дамы – мало им зарядки на подворье! - в прошлом году в школе фитнес организовали... Сейчас получили тайнинцы пиломатериал – собираются строить танцплощадку для молодежи.

Директор ведет нас по школе. Капитальный ремонт был давно, каждый год обходятся косметическим. Актового зала нет.

- Сделали пожарную сигнализацию, освещение, дали компьютерное оборудование на 72 тысячи рублей, - рассказывает и показывает наш «экскурсовод». - Столы разделочные, посуду приобрели для столовой, мебель для учительской. Получили оборудование первоклассника – стол, конторку, доску. Первый раз за все время моего директорства! Раньше в других школах мебель меняли, а в Тайну старое отдавали. Похоже, дело сдвинулось. Думаю, переход на ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты. - Прим. авт.) тому причиной.

- А что это у вас за разор? – показывает корреспондент на дыры в стенах.

- Госпожнадзор дал предписание убрать панели из дерева, мы убрали, а их снова разрешили! Проще, конечно, снова панели поставить, закрыть стены. А если потом снова прикажут убрать? - риторически вопрошает Бекетова.

А вообще, эта школа, как очень и очень многие, остается очагом культуры на селе. И по всему видно, как стараются педагоги: в школе чисто, уютно, масса цветов и поделок украшает немудреный интерьер. В палисаднике у здания – буйное многоцветье. Недалеко от него – памятник героям Великой Отечественной, школьники за ним ухаживают. И про закрытие Тайнинской основной речи быть не может. Даже просто по… метеоусловиям: рискованно во-зить детей куда-то на учебу – заметет вдруг зимой буран, дороги в округе «передувает», не дай бог застрянет автобус…

- А ребятишки у нас очень дружные, добрые, - улыбается директор. - Семьи в селе есть неблагополучные, «попить» любят. Дети уже в 7 утра прибегают в школу – быстрее из дома. Тут их покормят (в 150 рублей в месяц обходится питание), тут они и поиграют…  

Фоторепортаж