Видеотравмы

«Недетские шалости» взрослых

00:00, 31 октября 2012г, Общество 900


Видеотравмы Фото №1

Этот знак + арифметического действия, на всех языках мира означающий «суммирование, прибавление», предстал в общенародном российском восприятии в своем новом качестве как знак вычитания. Он появился в программах телепередач, на обложках журналов, титулах газет, красочных таблоидов и дайджестов.

Появился как знак вычитания, предупреждения об опасности и «ядовитости» информационного продукта, изготовленного творцами цифровой медиаиндустрии. «Наконец-то!» – вздохнули с облегчением ревнители нравственности подрастающего поколения. «Караул, цензура!» – хором более мощным ответили создатели экстравагантных сайтов, экстремальных сюжетов, «убойных» сериалов, эротических и других «клубничных полян» в безбрежных просторах массовой коммуникации.

Но (на то и воля государства!), невзирая на шумовое сопровождение, с 1 сентября 2012 года вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он обязывает правообладателей информационного продукта маркировать контент (содержание) по возрастному критерию: для детей до шести, двенадцати, шестнадцати и восемнадцати лет. С 1 ноября будет обнародован порядок ведения запрещенных сайтов, опасных для здоровья и развития детей. В зависимости от характера контента сайт может быть заблокирован по домену, сетевому адресу или IP. Детям младше 18 лет закрыт доступ и к Wi-Fi. По рекомендации Роскомнадзора – ведомства, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением данного закона, – магазинам и ресторанам предложено запретить продавать эту продукцию без предъявления паспорта. Теперь им придется следить за тем, чтобы несовершеннолетние посетители держались подальше от беспроводных публичных сетей. Это так же опасно для детей младше 18 лет, как и алкоголь с сигаретами, считает Роскомнадзор.

Закон разворачивает наступление. В киосках, на витринах магазинов, на стеллажах бутиков, на стойках в людных местах появилась печатная продукция, помеченная знаком креста, программы телепередач запестрели цифрами со знаками арифметического действия. И, как в любом наступлении, «разведка боем» тут же показала весь диапазон законопослушности издателей, авторов сайтов и провайдеров: от самоотверженности и растерянности до бравады и ёрничания.

Так, обложку местного респектабельного общественно-политического журнала украсил индекс «18+». Помещенный прямо над фотографией руководителей и политиков, он сбил с толку постоянных читателей: «Неужели порнография или подстрекательство?» Оказывается, штатный юрист чуть не сорвал выпуск журнала, настаивая на маркировке содержания номера… Газета-дайджест, известная своей умеренной «желтизной» (фривольные объявления, интимные подробности из жизни знаменитостей), тоже на всякий случай поспешила «откреститься» от читателей моложе восемнадцати. Но издатель не удосужился, как предписано законом, упаковать продукт в пластик и изменить характер рассылки…

Местный сайт, снискавший славу ревнителя справедливости, тоже помещает знак ограничения своей аудитории «не моложе 18 лет». Хотя информационный продукт – скандалы, сплетни, непристойности и скабрезные фото – скорее требует другого знака для маркировки: знака бесконечности. Поместив маркер-крестик, создатели сайта отважно бравируют своим отношением к действующему закону: «Сколько ни обсуждают, ни удивляются, ни ужасаются… найти логичное объяснение тому, зачем и кому всё это нужно, никто не может. Остается обозначить происходящее лишь смачным и ёмким русским словом — дурость».

В силу устоявшейся привычки закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» мы встретили как зиму, которую ждали, а она всё равно застала врасплох. Закон уже действует, а подзаконные акты, необходимые для его неукоснительного выполнения, только готовятся. Вот и появляются подобные высказывания смачной ёмкости. Но обоснованы и реплики истинно законопослушных производителей и трансляторов информации. К примеру, всех волнует проблема отбора экспертов, которые будут аккредитованы Роскомнадзором для контроля за содержанием средств массовой коммуникации и информации. Каким набором профессиональных, специальных качеств и умений должен обладать эксперт, которому будет доверено налагать вето на творческие изыски авторов произведений на тех или иных медианосителях? Потребуются не только психологи, педагоги и лингвисты. Экспертиза нужна и для оценки специфических технологических приёмов создания и предъявления информации. Если в столицах найдутся вполне компетентные люди, то в регионах могут возникнуть трудности. Как сказано классиком: «Узок их круг, страшно далеки они от народа…»

Современная инфосфера – киберпространство и классические средства массовой информации – система невероятно сложная, с изощрёнными переплетениями цифровых технологий и технологий манипулирования и воздействия на
аудиторию. Чтобы привлечь её, удержать и заставить изрядно потратиться, медиамонополии и владельцы СМИ используют самые современные разработки из различных областей материальных и культурных практик. Невинные, на взгляд непросвещённого телезрителя или завсегдатая сайта, сюжеты и образы могут обладать далеко идущими негативными последствиями. Почему, например, общенациональные каналы телевидения США время от времени напоминают своей взрослой аудитории: «Уходя, не забудьте выключить MTV»? Специалисты объясняют: есть такой приём – преобразование образов с помощью геометрических операций и цветовой интерполяции, который формирует устойчивые девиантные ориентации общественного сознания. Неоднократно повторенные, такие манипуляции прокладывают дорогу нежелательным для общества ценностям и схемам поведения людей.

О катастрофе социального порядка, в первую очередь об угрозе детству, создаваемой беспредельной свободой массовой коммуникации, заговорили лет тридцать назад. В той же Америке, ставшей родиной Интернета, еще в 2000 году поспешили принять законы о защите детского Интернета (CIPA) и о защите конфиденциальности информации о детях в социальных сетях (COPPA). Работают многочисленные организации и фонды, следящие за геолокацией нарушений и помогающие детям усваивать правила грамотного пользования массовой информацией. Множатся ряды родителей, ограждающих своих чад от несанкционированного доступа к телевизионным программам, компьютерным играм и социальным сетям. Сам Билл Гейтс, владелец гигантской империи Microsoft, наложил своим детям запрет на компьютерные игры и создал программу родительского контроля за просмотром телепередач и выходом в Интернет…

Наша страна, преодолевшая электронно-цифровой разрыв в развитии медиаиндустрии и получившая «код доступа» к вселенским просторам массовой коммуникации, наконец тоже встала перед неизбежной проблемой поиска своего «кода запрета». Особенности менталитета (авось, небось и как-нибудь), традиционно снисходительное отношение к законам, и в особенности к их соблюдению, очерчивают поистине глобальный характер обозначенной задачи. Предстоит научить родителей эффективно пользоваться возрастной маркировкой разнообразного медиапродукта. Необходимо создать общенациональную программу формирования медиакомпетенций у подрастающего поколения, уже вкусившего отраву запретного плода.

Запреты, безусловно, нужны. Технические, программные, правовые. Еще нужнее – организация планомерной работы с детьми, образование и воспитание которых уже не мыслимы без ресурсов медиа. Специалистами – педагогами, психологами, правоохранителями – накоплены ценные наблюдения за эффектами негативного воздействия СМИ на умы, души и поведение детей. Чего делать нельзя, в принципе, уже понятно. Важнее ответить на вопрос: «Как обезопасить детей от медиатравм?»

Речь может идти о разработке инструкций для родителей, методике их обучения правилам обращения со СМИ. Мера, бесспорно, своевременная и нужная. Есть и другие варианты решения этой проблемы. Проект «Газета в образовании» в тридцати странах реализует Всемирная газетная ассоциация. Он нацелен на обучение детей, их родителей и учителей правильному взаимодействию не только с газетами, но и с миром медиа в целом. В России самым успешным вариантом его реализации стала инициатива издательского дома «Алтапресс». Почти полторы тысячи участников ежегодно проходят уроки медиаобразования и медиавоспитания. Создан банк уникальных методик использования материалов СМИ на уроках математики, истории, биологии, обществознания… А малыши из Троицкой средней школы, к примеру, как-то взяли и утёрли нос взрослым дядям – руководителям своего райцентра: из газет и других СМИ насобирали всю правду о местной экологии…

Есть ещё и программа «Медиаобразование в школе», она утверждена Министерством образования и науки РФ. Но если проект «Газета в образовании» поддерживается и распространяется Всемирной
газетной ассоциацией – медиабизнесом, усматривающим свою благородную корысть, то программа медиаобразования продолжает существовать в основном в практике отдельных энтузиастов – педагогов и руководителей центров детского творчества. Оба эти начинания существуют сами по себе, вне сферы интересов структур, ведающих реализацией государственных программ образования и воспитания детей. Так стоит ли искать чёрную кошку в тёмной комнате и изобретать новые методики медиавоспитания? Какая инстанция на сей раз будет отвечать за общенациональную программу информационной безопасности детей?

Жану Бодрийару, критику современных медиа, принадлежит горестное высказывание: «Сегодня игра окончена – всё освобождено. И все мы задаём себе главный вопрос: что делать теперь, после оргии?»

Надо торопиться с ответами. По 30 часов в неделю дети сидят у экранов и мониторов. Они быстро растут и медленно взрослеют.

 

Валентина Мансурова, профессор, доктор философских наук, декан факультета журналистики Алтайского государственного университета.

Фоторепортаж