«Молодёжи фору дам!»

00:00, 20 ноября 2012г, Общество 1476


«Молодёжи фору дам!» Фото №1

В крестьянско-фермерском хозяйстве Шипуновского района работает трактористом 73-летний Илья Родионович Пигарев.

«Молодые зовут меня дедом. Я тут самый старший», - с улыбкой говорит Илья Родионович. 73-летний механизатор – один из немногих, к кому в Самсоново и в крестьянско-фермерском хозяйстве «Долженко Н.М.» с большим уважением относятся и стар, и мал. Почему самсоновский передовик, недавно награжденный медалью в честь 75-летия края, избегает спокойной пенсии и как дает фору молодым механизаторам, Илья Родионович рассказал корреспондентам «АП».

- На пенсию-то отпускают, только я сам не хочу уходить. Дети и внучка говорят: «Хватит работать!» А я привык все время шевелиться, чтобы все крутилось и гудело. По-другому жить не смогу. В моем возрасте начать заниматься рыбалкой, охотой – ни к чему, если с молодости не рыбак и не охотник. А раньше было некогда, потому что строили три совхоза. Один построили, десять лет в нем прожили, благоустроили, его разделили. В ту пору-то не было большегрузных «КамАЗов». А я работал на К-700. И все транспортные работы лежали на тракторах, все на них возили: песок, гравий, стройматериалы.

Работать начал с 12 лет. Была такая практика в нашем колхозе: если на уборке люда не хватает, то школьников с третьего по седьмой класс оставляли работать после летних каникул до октября. Помогали на току, возили зерно.

Сколько я работаю трактористом? В 15 лет в кабину сел. Ну, ДТ-54 уже не считаю – это было с начала 1962 и до 1970 года. А вот с 70-го и по сей день на колёсных и гусеничных работаю – Т-150 и К-700. На ДТ-54 отъездил десять лет, и его списали. Десять лет отработал на комбайне еще тех времен. А на новых, с кондиционерами и музыкой, трудиться не пришлось. Моему Т-150 – уже тридцатник. Трактор рассчитан на 10 лет, я на нем – три срока. Нынче пахал на этой технике, корма и сено возил. Пока не ушел в хозяйство Николая Михайловича (Н.М. Долженко – руководитель крестьянско-фермерского хозяйства. – Прим авт.), двигатель и коробку сам делал. Тут помощников дают, говорят: «Ты старенький». Молодым жару даю! Молодежь пашет землю, стемнело, они едут спать. А я еще кружка два дам. Как дремать начну – стой! Час-полтора – и по новой поехал.

Тут на Т-150 коробка сломалась. Идут ко мне: «Дед, ты делал коробки?» Конечно, делал. «Смотри шестеренки по порядочку клади», - помог парнишке перебрать механизм. Всю жизнь на технике, а никаких своих изобретений не выдумал. Сейчас башка не шурупит, а в молодости некогда было.

Зарплаты и пенсии хватает. Но у меня еще младшая дочь не определена. В Барнауле работает. Квартиру надо ей справить. Зарабатываю и зарабатываю на жилплощадь, да, видно, не заработаю. Цены-то подпрыгнули. Дочь живет в малосемейке. Вот выставит ее на продажу, а мы с матерью добавим.

А я отца мало помню. Мне было два года, когда он ушел на фронт и не вернулся. Мать работала в колхозе. У нас еще бабушка была. Женщины возили зерно на лошадях на элеватор в Шипуново. Уезжали с утра и к вечеру следующего дня приезжали.

Село тогдашнее и нынешнее – слишком большая разница. Тогда-то Самсоново было так себе, а сейчас построили много многоквартирных домов. Намного лучше стало.

- Дома держим с женой небольшое подсобное хозяйство: курочек, двух поросят. Ложимся спать в десять-одиннадцать, а встаем в шесть. Проснулся, хоть лежи, хоть не лежи, вставать надо. Хозяйство держится на мне, супруга недомогает. А я только прихрамываю.

У Ильи Родионовича есть награды: медали «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда». А ещё нагрудные знаки победителя десятой пятилетки, победителя соцсоревнования.

Николай Долженко, глава крестьянско-фермерского хозяйства, характеризует его коротко и ёмко:

- Человек он замечательный, трудолюбивый, добродушный и очень ответственный.

Фоторепортаж