Аграрный край и ВТО

00:00, 13 декабря 2012г, Общество 2421


Аграрный край и ВТО Фото №1

В Государственной думе РФ состоялись расширенные парламентские слушания по приоритетным направлениям государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). В них участвовали депутаты ГД и члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций, фермеры, представители науки, бизнеса, отраслевых союзов и ассоциаций АПК - всего 150 человек. Алтайский край в парламентских слушаниях представлял председатель комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС, председатель «Алтайагропромсоюза» Сергей СЕРОВ, ответивший на вопросы «АП».

- Сергей Николаевич, какие основные вопросы развития российского агропромышленного комплекса на этот раз были рассмотрены в Государственной думе и какова главная цель данного мероприятия?

- Основным был вопрос законодательного обеспечения повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции. С основным докладом выступил заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков. С сообщениями - первый заместитель председателя Государственной думы И. Мельников, председатели Комитетов ГД: по аграрным вопросам – Н. Панков, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству – И. Руденский.

В обсуждении основного вопроса выступили руководители Национального союза зернопроизводителей, Мясного союза, Национальной ассоциации поставщиков, производителей и потребителей мяса и мясопродуктов, ассоциации «Росагромаш», Союза мукомольных и крупяных предприятий, Масложирового союза России, руководители сельхозпредприятий, представители федеральных служб и ведомств.

По итогам слушаний с учётом предложений заинтересованных сторон была принята резолюция по обеспечению государственной поддержки АПК России, повышению финансовой устойчивости и конкурентоспособности сельхозпродукции как на внутреннем, так и внешнем продовольственных рынках.

- Какие основные предложения по адаптации к условиям ВТО были отмечены в вашем выступлении на парламентских слушаниях?

- В связи с существующими проблемами в АПК и ужесточением требований к качеству сельхозпродукции в условиях ВТО необходимо решить на федеральном уровне ряд вопросов.

Так, объёмы финансовой поддержки сельского хозяйства и социального развития сельских поселений, утверждённые в государственной программе «Развитие сельского хозяйства до 2020 года», должны быть пересмотрены в сторону увеличения начиная с 2013 года.

Надо ускорить принятие значимых для АПК проектов, в первую очередь изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» по поддержке сельхозтоваропроизводителей в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах по природно-климатическим условиям; а также проекта постановления правительства «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам» с учетом замечаний и предложений.

Государственная поддержка регионов должна быть направлена на выравнивание природно-климатических и социально-экономических условий сельскохозяйственного производства в регионах РФ.

Для обеспечения комплексной оценки территорий с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства к шести критериям оценки необходимо добавить показатели, отражающие эффективность производства: стоимость валовой продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, а показатель «плотность автомобильных дорог» скорректировать на плотность населения.

Внести поправки в условия агрострахования, предусмотренные федеральными законами «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и «О развитии сельского хозяйства»: выплачивать страховое возмещение при гибели урожая в размере 20 и более процентов (старая редакция - 30% и более); установить четкий регламент по разработке объединениями страховщиков типовых договоров страхования.

Кроме того, нужны продуманные законодательные акты в сфере агрострахования, не позволяющие неисполнения страховщиками обязательств перед сельхозтоваропроизводителями.

Предоставить регионам, пострадавшим от засухи в 2012 году, отсрочки субсидируемых кредитов и займов на срок до трех лет.

- Все ли устраивает Алтай в части субсидирования из федерального бюджета части затрат сельхозпроизводителей на ГСМ, запасные части, средства защиты растений, процентные ставки по кредитам?

- В законопроекте по сравнению с действующим постановлением правительства уменьшен перечень направлений использования кредитов, привлекаемых на пополнение оборотных средств на срок до 1 года. В частности, отсутствуют такие цели, как ГСМ, запасные части, средства защиты растений и т.д. Кроме того, субсидирование инвестиционных кредитов на срок до 15 лет не предусматривает направлений, связанных с развитием молочного скотоводства и кормопроизводства.

В дальнейшем необходимо оказывать сельхозтоваропроизводителям государственную поддержку по полному перечню направлений кредитования, включая перечисленные, а также включить заемные средства, выданные с 2012 года на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих помещений, восстановление мелиоративных систем, в перечень субсидированных кредитов и займов.

- Много споров, возражений и предложений вызвали планы Минсельхоза по субсидированию молочной отрасли. Какова озвученная на парламентских слушаниях позиция Алтайского края?

- В целях защиты интересов производителей молока и обеспечения эффективности использования бюджетных средств необходимо внести следующие корректировки: субсидировать производство молока не ниже первого сорта; распределение субсидий между субъектами Российской Федерации производить не по плановым, а по фактическим объёмам реализации молока, поскольку его производство связано с рисками и прогнозируемый объём реализации может сильно отличаться от фактического.

- А как государство может помочь сибирским производителям и переработчикам зерна в новых условиях - в рамках ВТО?

- В целях стимулирования экспорта зерна и продукции его переработки необходимо ввести льготный железнодорожный тариф для регионов Сибири: коэффициент - 0,3 с нулевого километра на перевозку зерна и продукции его переработки. В настоящее время применяется коэффициент 0,5 с 1101 км, кстати, срок его действия истекает 31 декабря 2012 г.

Было озвучено наше предложение ввести экспортные субсидии на продукты зернопереработки; сократить срок возврата НДС экспортёрам; увеличить долю муки в гуманитарной помощи, предоставляемой Российской Федерацией; ограничить физические объёмы импорта сельскохозяйственной продукции в страну (зерно, другая продукция) и принять жёсткие требования к её качеству; перевести в первую группу как социально значимые перевозки зерно и продукцию его переработки (тот же уголь относится к 1 группе грузов, железнодорожный тариф на него ниже); ускорить принятие решения на федеральном уровне по финансовой поддержке сельхозтоваропроизводителей края, осуществляющих поставки зерна, муки, молока, сыра, масла за пределы региона.

Кроме того, мы предложили внести поправки в ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», направленные на упрощение порядка поставки в торговые сети отечественной сельскохозяйственной продукции и предоставления ей приоритета. Расширить и скорректировать комплекс мер поддержки малых форм хозяйствования, сектора личных подсобных хозяйств. Установить единый тариф на электроэнергию. Списать пени и штрафы на основной долг по налоговым и иным обязательным платежам, возникшим до 1 января 2004 года, участникам программы финансового оздоровления в соответствии с федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Принять закон о госзаказе на основные виды сельхозпродукции для регионов.

Все это, а также установление единого налогового поля для сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, по нашему убеждению, позволит АПК адаптироваться к условиям ВТО и обеспечить конкурентоспособность продукции сельского хозяйства.

- Сергей Николаевич, какова значимость АПК Алтайского края в экономике страны?

- Алтай является признанным производителем и поставщиком экологически чистых продуктов питания не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации. Сельхозпродукция края экспортируется и за пределы страны.

Агропромышленный комплекс на четверть формирует экономику Алтайского края и является одной из основополагающих сфер ее развития. По производству молока и поголовью крупного рогатого скота в 2011 году регион занял третье место в стране, сливочного масла – четвёртое, зерна – пятое, удерживает лидирующие позиции в России по выпуску муки и сыра.

Производство муки за прошлый год по краю составило 1 млн. 259 тыс. тонн, крупы – 319,9 тыс. тонн, сыра – 68, 5 тыс. тонн, масла сливочного - 12,3 тыс. тонн.

На долю края приходится более 13% российской муки, 15 % сыров, более 5% сливочного масла, при этом потенциал производственных мощностей алтайских предприятий до конца не использован. Регион может значительно увеличить объемы переработки сельскохозяйственного сырья и производства мукомольной продукции, сыров и других продуктов на молочной основе. В настоящее время за пределы края вывозится 70% производимых жирных сыров и мукомольной продукции, около 40% сливочного масла. Край решает одну из главных задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации – снижение зависимости рынка продовольствия страны от импорта.

В соответствии с государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в крае в октябре 2012 года принята своя программа развития сельского хозяйства до 2020 года, определены основные направления и целевые показатели развития АПК.

Новая краевая программа предусматривает комплекс мер государственной поддержки аграриев с учетом вступления России в ВТО. За весь период действия программы на развитие сельского хозяйства нашего региона планируется направить 44 млрд. рублей. Одним из нововведений краевой программы является постепенный переход от прямого субсидирования производства к поддержке доходности подотрасли. Так, с 2013 года часть действующих мер по поддержке растениеводства (компенсация стоимости средств химизации, субсидирование краткосрочных кредитов, льготные ГСМ) трансформируется в субсидии, которые рассчитываются из расчета на каждый гектар посевной площади в хозяйстве.

В целях защиты интересов производителей молока будет субсидирование 1 кг реализованного (товарного) молока. Сохранены меры финансовой поддержки и по ранее принятым программам.

- Спасибо.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж