Алтайский спикер Александр Романенко об особенностях бюджета-2021

10:22, 26 ноября 2020г, Политика 850



Фото Андрей КАСПРИШИН

27 ноября на сессии Алтайского Заксобрания депутаты планируют принять бюджет региона на 2021 год. Из-за серьезных изменений проекта парламентариям предстоит вернуться к его рассмотрению в первом чтении, а затем утвердить в окончательной редакции. Об основных параметрах главного финансового документа, федеральных поступлениях и главных статьях расходов «Алтайской правде» рассказал председатель АКЗС Александр Романенко.

Согласованные действия

– Александр Алексеевич, в связи с пандемией бюджет Алтайского края – 2021 верстался в напряженных условиях. Расскажите, как была организована работа с региональным Минфином, какие приоритетные задачи ставились.

– Я бы не сказал, что в связи с пандемией бюджет формировался в каких-то иных условиях. Депутаты парламента внесли изменения в бюджетное законодательство региона еще в апреле, когда в нашу страну пришла эпидемия коронавируса. Таким образом, мы дали возможность Правительству Алтайского края, в частности Минфину, принимать решения о расходовании средств бюджета не внося соответствующих поправок в главный финансовый документ. Этого требовала сложившаяся на тот момент эпидемиологическая, экономическая ситуация.

В течение года Алтайский край получил большие финансовые ресурсы – фактически 19,5 млрд рублей. Поэтому решения приходилось принимать быстро, поступившие средства нужно было расходовать эффективно. В рамках работы над бюджетом было проведено огромное количество мероприятий. Но должен отметить, что подготовка к принятию бюджета – это не только заседания и рабочие группы. Чтобы была возможность принять этот документ, мы внесли ряд изменений в законы Алтайского края в части бюджетных правоотношений и налогового законодательства.

Замечания и поправки

– Как проходили обсуждения в комитетах и фракциях? С какими предложениями выступали депутаты?

– Эпидемиологическая ситуация повлияла на формат проведения этих мероприятий. Практически все совещания проводились в режиме онлайн. После рассмотрения проекта закона в первом чтении была создана рабочая группа. В общей сложности фракции и комитеты АКЗС внесли более 100 поправок и предложений на общую сумму более 13 млрд рублей. Кстати говоря, свои предложения направили не только депутаты, но и Общественная палата Алтайского края.

Значительная часть поправок учтена – полностью или частично. Это касается, например, индексации размеров денежных выплат «региональным льготникам»: ветеранам труда; труженикам тыла; жертвам политических репрессий; педагогам, проживающим в сельской местности; отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Эти ежемесячные денежные выплаты вырастут в следующем году на 4%.

Учтено предложение фракции «Единая Россия» по сохранению объема финансирования проекта «Формирование комфортной городской среды» на уровне 2020 года. С учетом предложения фракции ЕР предусмотрено увеличение средств на осуществление централизованного закупа медикаментов. На эти цели направим дополнительно 100 млн рублей.

Также была предусмотрена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципалитетов – выделено 300 млн рублей. На реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, капремонту объектов теплоснабжения предлагается ко второму чтению дополнительно 600 млн.

Кроме того, была увеличена субсидия на реализацию программы поддержки местных инициатив. Такую поправку выдвигали фракции ЕР и СР, а также профильный комитет по местному самоуправлению. Объем субсидии вырос с 250 до 300 млн. Могу напомнить, что, когда мы впервые в этом созыве принимали эту программу, речь шла всего о 50 миллионах.

Нашло отражение предложение депутатов по увеличению средств на улучшение материально-технической базы медицинских учреждений.

Ко второму чтению расходы на здравоохранение вырастут почти на 1,4 миллиарда, в том числе на приобретение медицинского оборудования – на 1 млрд рублей.

Разумеется, по всем поправкам принять положительное решение было невозможно. Бюджет края дотационный, и мы связаны рядом обязательств перед федеральным центром.

Дополнительные поступления

– На какой объем федеральной помощи может рассчитывать Алтайский край?

– Для внесения изменений в проект главного финансового документа депутатам необходимо вернуться к его первому чтению, чтобы увеличить его доходную и расходную части. В 2021 году мы ожидаем от Федерации 63,9 млрд рублей, в том числе традиционно получим дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Она у нас из года в год формируется на уровне почти 30 млрд рублей. Также из Фонда содействия реформированию ЖКХ поступит более 765 миллионов рублей, эти средства предназначены на переселение граждан из аварийного жилья.

Алтайский край, как и девять других субъектов РФ, участвует в индивидуальной программе социально-экономического развития. На ее реализацию поступит 1 млрд рублей. Дотация на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели составит 2,4 млрд рублей. Еще 32 млрд – это целевые межбюджетные трансферты. Из них дополнительно ко второму чтению поступило 13,5 млрд.

Объем доходов ко второму чтению увеличится на 17,4 млрд рублей, расходы – на 17,5 млрд. Это не только поступления из федерального бюджета – почти 16 млрд, но и увеличение запланированных поступлений от акцизов на ГСМ и нефтепродукты примерно на 1 млрд.

С учетом изменений прогнозируемый общий объем доходов краевого бюджета на 2021 год составит 124 млрд рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 64,6 млрд. Общий объем расходов – 129,9 млрд рублей,  дефицит – 5,9 млрд.

Основные статьи

– Бюджет будет традиционно социальным. По каким направлениям запланированы расходы?

– Сохраняются все социальные выплаты и гарантии. На выполнение социальных обязательств государства будет направлено 74% расходов бюджета. По некоторым позициям, прежде всего в части заработной платы ряда категорий работников бюджетной сферы и ежемесячных денежных выплат региональным льготникам, запланирована индексация на 4%. Традиционно крупнейшая статья расходов краевого бюджета – это социальная политика. В следующем году на эти цели будет выделено почти 46 млрд рублей. Характерно, что между первым и вторым чтением эта сумма возросла более чем на 8 млрд – это более 35% расходной части.

На образование выделяется 33,6 млрд рублей (это четверть расходов, 25,9%). Здесь рост между первым и вторым чтением составил более 3,3 млрд. Наконец, к числу крупнейших статей расходов относится здравоохранение. Это 13,3 млрд рублей, или более 10% расходов.

Если сравнить с 2019 годом, то социальные расходы в абсолютных цифрах выросли на 27%. А их процентная доля увеличилась с 70% в последние три года до 74%.

Расходы на медицину

– При обсуждении и рассмотрении документа в первом чтении речь шла о том, что предполагается увеличить финансирование здравоохранения. О каких цифрах идет речь, на что пойдут дополнительные средства?

– Объем финансирования отрасли здравоохранения увеличился на 1,4 млрд рублей (с 11,9 млрд до 13,3 млрд). Если сравнить расходы на здравоохранение в текущем году, то они выше, чем аналогичные расходы в 2018 году, почти в два раза (2020-й – 15,7 млрд, 2018-й – 8,1 млрд). По сравнению с 2019 годом расходы на здравоохранение в 2021 году увеличатся почти на 30%.

Мы не исключаем, что и в 2021 году будут дополнительные поступления из федерального бюджета на нужды здравоохранения. Да и для нас эта сфера будет оставаться приоритетной в случае поступления дополнительных налоговых доходов.

Не надо забывать, что основной источник финансирования здравоохранения – не краевой бюджет, а территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Именно из него оплачивается, если можно так сказать, текущая деятельность медицинских учреждений – путем оплаты медицинских услуг, оказываемых пациентам.

Если говорить о расходах ТФОМС, то в следующем году они запланированы на уровне почти 36 миллиардов рублей, то есть в несколько раз больше, чем расходы на медицину из собственно краевого бюджета. Здесь пока запланирован рост к 2020 году на уровне 3,6%.

Средства пойдут на закупку лекарственных препаратов, модернизацию системы здравоохранения, приобретение медицинской техники, оборудования, обучение, переподготовку врачей и другие цели.

Принцип сообщающихся сосудов

– По данным краевого Минфина, из-за отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 2021года бюджеты городов и районов потеряют более 926 млн рублей. Какое место в законопроекте отводится поддержке муниципалитетов?

– Отмечу, что приведенная вами цифра – это максимально возможная сумма потерь, если бы все плательщики ЕНВД в одночасье прекратили работу. На самом деле многие из них перейдут на другие формы налогообложения. В крае действует рабочая группа по оценке влияния изменений федерального налогового и бюджетного законодательства на бюджетную систему Алтайского края. На заседании этой рабочей группы была озвучена и другая цифра – расчетные выпадающие доходы местных бюджетов при переходе налогоплательщиков ЕНВД на другие виды режимов составят в 2021 году 383 млн рублей.

Какие здесь приняты решения? Самое главное – со следующего года на краевой бюджет переходят обязательства по выплате заработной платы всем педагогическим работникам детских садов. Пока зарплату из краевой казны получают только воспитатели, а заведующие детсадами и помощники воспитателей – из местных бюджетов. C 2021 года край берет на себя обязательства по зарплате заведующих и помощников воспитателей. Высвобождаемые средства муниципалитетов в связи с передачей части полномочий на краевой уровень составят примерно 1,6 млрд рублей.

Со следующего года в местные бюджеты будут перечисляться такие неналоговые доходы, как плата за негативное воздействие на окружающую среду (40%) и доходы по штрафам, налагаемым мировыми судьями (50%). Таким образом, с учетом высвобождения средств и прогноза по выпадающим доходам от ЕНВД остаток средств в муниципальных образованиях составит около 1,3 млрд рублей.

Кроме того, как я уже сказал, предусмотрены и другие формы поддержки муниципалитетов. Например, 300 млн – на дотацию на сбалансированность и другие. И в целом при расходах краевого бюджета в 2021 году почти 130 млрд рублей межбюджетные трансферты местным бюджетам составят более 35 млрд.

Это, конечно, не отменяет того очевидного факта, что местные бюджеты находятся в непростой ситуации. Как, впрочем, и краевой бюджет. Здесь, можно сказать, действует принцип сообщающихся сосудов. Можно освободить муниципалитеты от каких-то полномочий, но тогда дополнительная нагрузка ляжет на краевой бюджет, который тоже дотационный и дефицитный. Можно передать муниципалитетам дополнительные налоговые источники, но тогда не будет хватать средств краю на финансирование своих собственных обязательств. А объем выполняемых нами на всех уровнях полномочий и объем средств в консолидированном бюджете от этого мало изменятся. Поэтому вопрос не только в том, как помочь местным бюджетам, но и в том, как добиться, чтобы выполнение наших публичных обязательств осуществлялось тем уровнем власти, который сделает это более эффективно.

Новости