Анонимные ритмоголики: чем интересны этнические барабаны людям в Барнауле

18:00, 16 июля 2021г, Общество 1528


Анонимные ритмоголики: чем интересны этнические барабаны людям в Барнауле Фото №1
Анонимные ритмоголики: чем интересны этнические барабаны людям в Барнауле Фото №2
Анонимные ритмоголики: чем интересны этнические барабаны людям в Барнауле Миниатюра №3
Анонимные ритмоголики: чем интересны этнические барабаны людям в Барнауле Миниатюра №3

Барнаульские музыканты рассказали, почему увлекаются игрой на этнических барабанах.

Поделив слово «тумбочка» на слоги ТУМ-боч-ка – ТУМ-боч-ка, можно получить музыкальный ритм игры на этническом барабане. Без заклинания и волшебной палочки, лишь взмахнув двумя руками.

Особый язык

Ася Маслова – мастер хендмейда, организатор и музыкант. Она играет на этнических барабанах уже четыре года. Все началось с того, что ей хотелось переключиться и попробовать что-то противоположное своему основному занятию.

– Я играла пару лет на ударной установке, потом попала на лекцию по ритму и заинтересовалась африканским джембе, – рассказывает Ася. – Для меня это стало абсолютно новым опытом, «переключателем» из привычной жизни и действенным инструментом по работе с внутренним состоянием.

Почувствуй ритм

Стучать на барабанах может любой человек. Ася считает, что это заложено в крови у каждого.

– Когда мы выступаем на улицах, к барабанам всегда подходят дети. Они без лишних объяснений знают, что и как нужно делать. Как раз это и доказывает, что извлекать из них звук может каждый, а чтобы играть, нужно обучаться. Так и я когда-то поставила себе цель – почувствовать ритм и начать импровизировать, играя на барабане, – делится Ася.

Самое трудное в обучении игре на джембе на первых этапах – выполнять действия и одновременно держать ритм. Это и специальная посадка, замах, баланс рук, звукоизвлечение, слышание себя и играющих рядом. Первое время людям трудно расслабиться, они напряжены и серьезны.

– Но постепенно эта многозадачность входит в привычку, и ты начинаешь получать огромное удовольствие от игры, – утверждает Ася. – Конечно, сложности есть до сих пор, я нахожусь в постоянном процессе обучения: развитие техники, улучшение мастерства.

Три барабана

Для развития культуры игры на этнической перкуссии Ася организовала Клуб анонимных ритмоголиков.

– Кто-то погружается с головой в ритм, кто-то поет, кто-то экспериментирует с предметами и ищет необычное звучание. А я улыбаюсь и смеюсь в ответ. Учусь «ориентироваться на местности», провожу небольшие ликбезы и играю вместе с каждым, – говорит Ася.

Она давно мечтала о встречах, где «немузыканты» могли бы играть на разных инструментах. Просто в удовольствие.

Кстати, в коллекции у Аси три барабана. Два из них фабричные, один – ручной работы с деревянным корпусом и мембраной из кожи африканской козы.

– Подобный музыкальный инструмент отличается от фабричных, у него особое, живое звучание. Он привередлив к изменению температуры и влажности, а фабричные – легкие, пластиковые, на них можно играть в любых погодных условиях, – рассказывает Ася.

Выступает она со всеми барабанами, ни один не лежит без дела. Ася организовывает джемы (небольшие импровизированные концерты) и мастер-классы. Недавно один из них прошел в библиотеке им. В.Я. Шишкова.

– Люди хотят учиться игре на джембе. Они с интересом приходят на мастер-классы. Это всегда восторг и яркие эмоции. Мечтаю, что когда-нибудь мы с друзьями соберем свою этно-группу и будем творить еще больше, – добавляет Ася.

Войти в транс

Люди после мастер-классов выходят в приподнятом настроении. Так, Алексей Мансков, житель Барнаула, поделился своими чувствами:

– Раньше мне приходилось играть на этнических барабанах, но было это довольно давно. Ты подыгрываешь, чувствуешь ритм, испытываешь воодушевление, радость. Я ощутил себя первобытным человеком, опьяненным каким-то древним архетипическим ритмом.

А барнаулец Максим рассказал, что в этнических барабанах его привлекает то, что можно войти в транс.

– Это естественное для человека состояние, которое помогает привести мысли в порядок, сконцентрироваться и взбодриться. Каждый человек в него входит, пока едет в транспорте или слушает музыку, – добавил Максим.

Из кожи козы

Людям интересны этнические барабаны. Они приобретают их в барнаульских музыкальных магазинах или обращаются к мастерам для выполнения индивидуального заказа. Один из таких мастеров и музыкант по совместительству – Дмитрий Спирин.

– Я начал изготавливать этнические барабаны, потому что сам на них играю, мне было интересно попробовать, поэкспериментировать с различными формами, материалами, чтобы добиться оригинального звука и сделать инструмент под себя, – говорит Дмитрий. – Еще я провожу занятия для тех, кто хочет обучиться музыке, но не у каждого есть возможность купить барабан за 500–600 евро. Примерно такая цена у зарубежных мастеров.

Делает он их в основном из керамики и стеклопластика, совместно с керамистом. Для мембраны используется кожа южной козы.

В среднем цена за барабан достигает 10 тысяч рублей. Спрос на них растет, как и на изучение особенностей игры.

(фото из личного архива Аси Масловой)

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж