Барнаул накрыло «Волной»: Как французы открывали «Ашан»

08:55, 01 июля 2015г, Экономика 2917


Утром 29 июня в барнаульском торговом центре «Волна» открывали гипермаркет «Ашан». В торговом зале еще звучали приветственные речи руководителей компании, а на входе в магазин в ожидании шопинга томились человек пятьсот покупателей. Как будто изголодался народ по новым магазинам.

Барнаул – это третий город в Сибири, где решил опробовать свой бизнес один из мировых лидеров продовольственного ритейла французская сеть «Ашан». Открытие назначили почему-то на понедельник, приурочив ко дню рождения французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Специально на мероприятие из Пятой республики прилетел президент группы «Ашан» Вианне Мюллье. В приветственной речи перед продавцами он признался, что новый магазин в Сибири – это настоящее событие для компании, и напомнил, что коллективу предстоит большая работа, особо остановившись на командном и даже семейном духе, который культивируется в торговой сети.

Обычно «Ашан» старается вначале зайти в наиболее крупные города. И по идее следующим в Сибири местом должен быть Красноярск, но выбор пал на Барнаул. Возможно, столица Алтая показалась французам более привлекательной с точки зрения логистики товаров. Возможно, решение созрело в контексте общего движения международных компаний в российскую глубинку. А тут еще подвернулось хорошее предложение от арендатора. Хотя слово «подвернулось» в данном случае будет не совсем уместным. Предложение от совладельца компании «Мария-Ра» Евгения Ракшина о размещении в качестве якорного (главного) арендатора в будущем торговом центре «Волна» обсуждалось не один год.

Помнится, еще лет десять назад основатель сети Александр Ракшин говорил журналистам, что скоро в наш город придет «Ашан» и надо готовиться к конкуренции, повышая культуру обслуживания, снижая цены, обогащая ассортимент. Теперь его сын принимает «Ашан» на своей территории не боясь, что французы отхватят часть покупателей.

В интервью «АП» он отметил, что сети не являются прямыми конкурентами, так как развивают разные торговые форматы. «Ашан» делает ставку на ассортимент, а Мария-Ра – на шаговую доступность. Что касается цен, то совокупный товарооборот «Марии-Ра» позволяет делать закупки в объемах не ниже федеральных игроков. Большие объемы, следовательно, низкие входные цены. (В скобках заметим, что на отдельные продовольственные товары в «Ашане» цены ниже, чем в «Марии-Ра».)

А вот кому действительно предстоит побороться за покупателя, так это гипермаркету «Лента», который находится в непосредственной близости от «Ашана».

Когда гендиректора «Ашан – Россия» Вильгельма Убнера спросили, какую он тактику выберет в борьбе с «Лентой», тот ответил:

– Как же я вам расскажу про тактику, ведь «Лента» узнает. А если серьезно, то у нас есть опыт в других городах, где мы соседствуем с «Лентой». Естественно, мы участвуем в спорте высоких достижений, где побеждает сильнейший.

Что же предлагает «Ашан» покупателям? На одиннадцати тысячах квадратов представлено 38 тысяч наименований продукции, в основном продовольствие. В магазине имеются собственный кулинарный цех и пекарня. На сегодня заключены договоры с 34 местными производителями продуктов питания (молочная продукция, овощи, мясо, гастрономия).

Вот что сказал Вильгельм Убнер в отношении местных производителей: «Мы открываем для себя этот край. Учитывая пожелания наших клиентов, наверняка будут другие поставщики. Я не исключаю возможности, что алтайские товары могут попасть и на полки других магазинов сети «Ашан», но это зависит от надежности поставщика, от качества, объема производства товара. Мы его будем тестировать в нашем магазине и принимать решение.

Важнее не количество представленных наименований товаров,  а какую долю они займут в товарообороте. Потому что можно иметь товар в ассортименте, а он продаваться не будет. В Новосибирске локальные товары составляют 15% от объема продаж, а здесь посмотрим».

Разглядывая прилавки магазина, трудно обнаружить присутствие европейских товаров. Разве что сыр из Швейцарии, но, оказывается, Швейцария не попала под российское продовольственное эмбарго. Комментируя эту ситуацию, г-н Убнер заявил, что российские антисанкции существенно не повлияли на ассортимент: «В самом большом гипермаркете «Ашан» из 50 тыс. наименований товаров только 500 попадало под антисанкции, а 99% продовольственных товаров было российского производства.

Мы импортировали товаров гораздо меньше, чем наши конкуренты. Из пятисот триста товаров мы заменили на производителей из других стран, например, испанские апельсины на апельсины из Марокко или Турции. Но есть наименования, которые мы не смогли заменить, в частности, французские сыры», – сказал гендиректор «Ашан – Россия».

Наверное, стоит еще упомянуть о системе расчетов в магазине. Это новинка для Барнаула. Расчет разделен на два этапа. На первом кассир сканирует товар и выдает покупателю талон. С этим талоном надо подойти к терминалу самооплаты, принимающему банкноты и банковские карты, засунуть в него деньги и поднести талон к считывающему устройству. Машина в случае необходимости выдаст сдачу. Терминалов самообслуживания в 1,5-2 раза больше, чем стоек сканирования с кассирами. Считается, что такая система позволяет увеличить пропускную способность при оплате и избежать очередей. Но у меня на этот счет большие сомнения. Особенно на первых порах, пока наш народ не освоит новую технику.

Наверное, помогать ему будет персонал магазина, который, за исключением директора и руководителя одного из подразделений, сплошь местный. Но работников уже научили в соответствии с европейскими стандартами улыбаться и проявлять вежливость по отношению к клиентам.

В заключение скажем, что у французов на наш счет большие планы. На вопрос о доле рынка, который они собираются занять, г-н Убнер сказал, что антимонопольное законодательство не позволяет одной компании иметь более четверти рынка, но они постараются приблизиться к этой цифре. Это могло бы восприниматься как шутка, если бы не тот факт, что через год в Барнауле откроется еще один торговый центр, в котором «Ашан» может также стать якорным арендатором.

«Я думаю, что в сентябре следующего года мы сможем открыть еще один магазин», – пообещал француз.

Больше фото ЗДЕСЬ!

Новости