Что такое алтаистика?

15:00, 22 декабря 2020г, Образование 1344


Что такое алтаистика? Фото №1
Что такое алтаистика? Фото №2
Что такое алтаистика? Миниатюра №3
Что такое алтаистика? Миниатюра №3

Фото Андрей КАСПРИШИН

В АлтГУ подвели итоги работы научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай». Ученые отметили значительный вклад проекта в сохранение историко-культурного наследия территорий сразу нескольких стран.
 

Международный проект

Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» был создан в 2019 году на базе двух государственных университетов: Алтайского и Горно-Алтайского. По мнению экспертов, сотрудничество двух крупных вузов позволило поднять исследования в области алтаистики на иной, более качественный уровень.

Проект также был профинансирован федеральным Министерством науки и высшего образования. Благодаря поддержке ведомства удалось создать достаточно эффективную модель международного научно-образовательного сотрудничества. О солидности говорит и то, что к работе центра уже подключились ведущие университеты России и Центральной Азии: Институт археологии и этнографии СО РАН, Томский государственный университет, Башкирский государственный университет, Киргизский национальный университет имени  Ж. Баласагына, Евразийский национальный университет имени  Л.Н. Гумилева, Восточно-Казахстанский университет. 

– У многих, кто знакомится с нашим проектом, возникает вопрос – а что же такое Большой Алтай? – говорит президент АлтГУ, руководитель центра алтаистики и тюркологии Сергей Землюков. – Это территория, которая объединяет Россию, Китай, Монголию и Казахстан. Здесь зарождалась тюрко-монгольская цивилизация. Сегодня в мире насчитывается около 180 млн тюрок, из них десять миллионов проживают в России, чем и объясняется интерес исследователей к исторической и цивилизационной проблеме. Очень важно понять, как это использовать для конструктивных взаимоотношений тюркоязычных и славянских народов, проживающих в Центральной Азии.

Итак, что же такое алтаистика и чем занимаются в научно-образовательном центре? Это научное направление, которое изучает историю народов тюрко-монгольского мира. Причем не только в исторической ретроспективе, используя лингвистические, археологические и этнографические памятники, но еще и ориентируются на современное состояние народов. Ведь в научно-образовательном центре акцентируют внимание на межнациональных отношениях, миграционных процессах, социальной безопасности. Поэтому было важно подключить к работе представителей вузов Казахстана, Киргизии и Китая, где есть тюркологические центры и профильные кафедры.

Ректор Киргизского национального университета Канат Садыков подчеркивает роль АлтГУ в международном сотрудничестве. Вузы не первый год сотрудничают по различным направлениям. 

– Мы с большим удовольствием приняли предложение вступить в этот проект, – говорит он. – Национальный университет уже давно ведет разного рода исследования по тюрко-монгольскому миру. Научно-образовательный центр позволит нам выйти на новый уровень и реализовать целый ряд перспективных задач.

Магистерские программы

В частности, для ученых огромный интерес представляют археологические исследования. На территории Большого Алтая сосредоточены известнейшие археологические памятники периода первого Тюркского каганата. Историки доказали, что его образование и развитие дальнейших каганатов проходило именно здесь. Кроме того, тюрко-монгольские народы имеют единые исторические корни. Изучение их истории, культуры имеет огромное значение для ученых и будущего развития государств.

– Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии – безусловно, большой интеграционный проект, – считает академик РАН, заведующий лабораторией междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая АлтГУ Анатолий Деревянко. – В нем принимает участие научное сообщество России, Киргизии, Казахстана, Монголии. Речь идет об историках, археологах, лингвистах. Так или иначе центр обеспечивает широкие научные возможности и связи. 

По мнению Анатолия Деревянко, у центра несколько задач. Во-первых, исследование территории Большого Алтая. Во-вторых, сохранение богатейшего историко-культурного наследия. В-третьих, подготовка кадров по изучению алтаистики. В-четвертых, издание статей и литературы для широкого круга читателей.

Все эти направления уже начали реализовываться. Был проведен первый международный форум молодых тюркологов, где принято решение о создании постоянно действующей тюркологической школы. Создана концепция виртуального музея Большого Алтая, в котором планируется представлять наиболее значимые экспонаты музеев этой территории. А для широкого позиционирования направления тюркологии и монголистики в медиапространстве создан специальный сайт. Здесь доступным языком рассказывают о научно-образовательном центре. 

Безусловно, особое внимание в рамках проекта заслуживает подготовка кадров. Уже подготовлены шесть международных образовательных магистерских программ.

– Мы предполагаем, что они начнут работать с сентября 2021 года, – рассказывает Сергей Землюков. – Программы касаются наиболее интересных и востребованных тем, которые можем дать студентам центральноазиатских университетов по проблематике Большого Алтая. Это сохранение биоразнообразия, развитие международного сотрудничества, маркетинг и бизнес, сельское хозяйство, этнография, обычаи и традиции тюркских народов.

Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» продолжит свою работу и в следующем году. Ученые уже разработали план мероприятий по развитию международного сотрудничества по сохранению культурного достояния народов тюрко-монгольского мира.

Фоторепортаж