Экзамен для троих

17:00, 24 июня 2015г, Культура 1378



Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В зале Союза художников работает экспозиция «Откройте дверь в наш мир». По сути, это три персональные выставки, приуроченные к юбилейным датам художников Николая Клековкина, Лидии Селезнёвой и Петра Кудинова. На стенах – произведения живописи и графики в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта и тематической картины.

Вдохновило лето

Собравшиеся на торжественном открытии единодушно признали экспозицию удачной и по-настоящему летней. По закону подобных выставок разные по духу и почерку живописцы выгодно оттеняют лучшие качества друг друга. Персональная экспозиция всегда серьезный экзамен для автора, обычно одолеваемого тяжелыми сомнениями. Но в данном случае, считает заместитель директора Художественного музея Наталья Царева, получилась действительно замечательная выставка. Причем не только у каждого художника в отдельности, но и в целом. «Стоит перешагнуть порог выставочного зала, и ты видишь профессиональное искусство, которое радует и вдохновляет», – говорит искусствовед.

Открывает экспозицию серия этюдов Николая Клековкина – одного из тех авторов, который по-прежнему предпочитает фотоаппарату непосредственный контакт с натурой. Причем значительная их часть привезена художником из плодотворной творческой поездки в горное село Майорка. С погодой тогда не особенно повезло, дождь шел почти непрерывно. Но от пропитанного сыростью пейзажа, запечатленного в этих натурных работах, от пышной зелени, раскисшей колеи деревенской дороги и тяжелых туч не хочется отводить взгляд. Нюансы природных состояний, пойманные автором в этюдах «Сельский магазин», «Август» или «Заброшенные огороды», позже воплотились в больших пейзажах «Дождливое лето, село Майорка» (2013) и «Вечер. Село Майорка» (2015). Впрочем, задумчивая чарышская природа вовсе не единственный источник вдохновения Николая Николаевича, с той же страстью он пишет и зимнее село, и старинные улочки Барнаула, не боится браться за тематическую картину и портрет, удачлив в жанре натюрморта («Домашнее вино», «Последний букет года» и др.). А увлечение художника резьбой по дереву представлено большим декоративным блюдом, сплошь покрытым завитками листочков и цветков.

Лидер и пример

Лидию Селезневу пришли поздравить коллеги по Новоалтайскому художественному училищу и ее студенты выпускного курса. Директор НГХУ Жанна Латенко назвала Лидию Юрьевну человеком уникальной работоспособности: «Год назад мы в училище открывали масштабную выставку Лидии Селезневой, и спустя всего год я с удивлением вижу, как много у нее новых работ! Сегодня это ведущий педагог по живописи, которую она возглавляет в нашем училище уже много лет. В последнее время является стипендиатом губернатора за подготовку победителей краевого смотра-конкурса «Юные дарования Алтая». Она лидер и пример для подражания». Работы Лидии Селезневой, представленные в центральной части выставочного зала, весьма разноплановы: тут и композиции на темы традиционной народной культуры, и тонкие пейзажи («Осень. Затон», «Заимка», «Там, где бадановый рай» и многие-многие другие), и портреты коллег-художников. Есть, например, добродушный шарж на Николая Клековкина «Коля в Курае» и сумрачный портрет Александра Потапова, неожиданно представшего в образе восточного кочевника. Отдельно хочется отметить графические петербургские пейзажи художницы, выполненные в технике «тушь, гель».

Величие обыденного

Последняя часть зала отдана Петру Кудинову, ни на кого в нашем местном союзе не похожему автору, живущему в селе Новороманово. Прошлой зимой в барнаульской галерее «Бандероль» прошла его персональная экспозиция «Мир вашему дому», давшая возможность горожанам поближе познакомиться с художником, чьи работы (как правило, всего одна-две) неизменно запоминаются и очень выделяются на краевых коллективных выставках, в которых Петр Кудинов, кстати, участвует с конца 70-х годов. Выразительная композиция, отсекающая несущественные детали, слегка изломанные линии, тяготение к локальному цвету и способность видеть почти мифологическое величие в совершенно обыденных вещах – вот черты живописи Петра Андреевича. Яркий пример тому – картины «Велосипедист», «Юность», «Деревенский футбол» и особенно «Путники» – портрет молодой семьи с ребенком в автобусе. Причем так до конца и не понятно, что именно рождает ощущение космической важности этих чисто бытовых сценок. Впрочем, в той же внушительной и вместе с тем остроумной, легкой манере написаны и пейзажи Кудинова «Прогулка», «Провинция», «Вечер» или «Плато Укок».

Новости