Ещё чашечку? Как алтайский экс-полицейский открыл свое первое дело

14:40, 30 августа 2021г, Общество 1112



Фото Евгений НАЛИМОВ

Все чаще на улицах Барнаула можно встретить людей не с пивными бутылками в руках, а с картонными или пластиковыми стаканчиками кофе. Свой вклад в эти перемены вносит руководитель компании Aruna Coffee Сергей Шулик.

Без начальников и подчинённых

Еще несколько лет назад Сергей был… полицейским. Окончив школу в своем родном селе Ключи, приехал в краевой центр,  поступил в Барнаульский юридический институт, отучился в нем и стал лейтенантом полиции. Сначала трудился участковым инспектором в Индустриальном районе, затем стал работать оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями. Работа ему нравилась, была интересной и насыщенной, но, как признается сам предприниматель, оказалась не по его характеру, что ли. Если сказать просто, хотелось Шулику заниматься таким делом, где бы у него не было ни начальников, ни подчиненных. Чтобы если получилось – ты молодец, не получилось – опять же сам, как говорят, прокололся. Для осуществления такой мечты однозначно подходил малый бизнес, и Сергей уволился с работы и открыл свое первое дело.

– Я еще в детстве помогал отцу в ремонте машины и вообще с техникой всегда был, как говорится, на «ты», – рассказывает Сергей. – Взял обычный потребительский кредит и открыл пункт автосервиса. И почти сразу же столкнулся с проблемой кадров. Найти хороших специалистов, да к тому же чтобы они были людьми ответственными, оказалось очень сложно, и потому, наладив в какой-то степени это дело, я его продал как уже готовый бизнес. Лучше всего работать без начальников и подчиненных либо уж с настоящей сплоченной командой, примером которой может служить семейный бизнес. Затем я по протекции одного своего знакомого восемь месяцев работал в оптово-розничной компании по продаже продуктов питания, стал даже руководителем отдела продаж. Многому там научился и после этого решил вновь вернуться в бизнес.

Не проспит, не прогуляет

Выбор Шулика пал на кофейные автоматы. А что, машина эта не проспит, не выпьет, не заболеет, не прогуляет. Обслуживанию ее можно научиться, устранению поломок тоже. Как и в первый раз, приняв решение, он принялся незамедлительно претворять его в жизнь. Опять взял кредит, купил в Москве пять кофейных автоматов, и дело пошло. Завязалось сотрудничество с московской компанией «Аристократ», поставляющей владельцам кофейных автоматов всю необходимую для их работы «начинку» – кофе, сливки, шоколад, сухие порошки. Вскоре Сергей стал дистрибьютором этой компании по сибирскому региону и является им сейчас.

– Количество кофейных автоматов в нашей компании увеличивалось, но при этом мы всегда старались и сейчас стараемся дать людям максимально хороший кофе, – говорит предприниматель. – Посещали выставки в Москве, присматривались к новому оборудованию и увидели там, что основное внимание в мире уделяется свежеобжаренному кофе, поскольку это натуральный продукт. Доказано, что кофе лучше употреблять свежим. Месяц после обжарки – идеальный срок для приготовления напитка. Соответственно, в мире начали развиваться локальные обжарочные производства. Лучше обжаривать и сразу продавать кофе там, где он востребован. Потом в 2018 году я увидел на страничке Интернета материал, посвященный оборудованию для обжарки кофе.

Новый уровень

И Сергей Шулик принял очередное решение – самому заняться новым для него делом. Самое дешевое, не брендовое, но достаточно качественное оборудование, разу­меется, оказалось китайским. В Москве оно стоило дорого, и Сергей вместе с супругой Анной, в свое время проходившей обучение в Поднебесной, написал письмо на английском языке на предприятие, это оборудование изготавливающее. И в итоге получили за половину российской цены свой первый небольшой ростер – машину для обжаривания кофейных зерен с загрузкой до 5 килограммов.

Сергей прошел обучение в Екатеринбурге у  тренера ассоциации specialty-кофе Тимура Дудкина, который постоянно проживает в Испании и уже более 15 лет ведет такие курсы. Шулик получил сертификат обжарщика начального уровня, оборудование было установлено, дело пошло. Со временем, уменьшив количество своих кофейных автоматов, предприниматель перевел оставшиеся исключительно на зерно.

– Когда мы стали продавать наш кофе клиентам, выяснилось, что производимый нами объем крайне мал, – продолжает свой рассказ предприниматель. – С загрузкой до 5 кг и с учетом ужарки у нас на выходе получалось всего 4 кг кофе. Для сравнения: на один кофейный аппарат уходит 1–1,5 кг кофе в неделю. Нужно было увеличивать объемы, покупать новое, более производительное, а значит, и более дорогое оборудование.

И здесь на помощь предпринимателю пришли специалисты регионального центра «Мой бизнес». Изначально они помогли компании в регистрации товарного знака – Aruna Coffee. В индийской мифологии Аруна – это бог солнца, рассвет, а в переводе с алтайского это слово означает «чистый». Но главное, при их поддержке Сергей Шулик смог заключить договор с лизинговой компанией в Башкортостане, одним из учредителей которой является «Мой бизнес». По словам предпринимателя, «нам одобрили срок, который не предлагает ни одна подобная компания, – семь лет и довольно невысокий процент – 8% годовых». В итоге для Aruna Coffee был приобретен ростер для обжарки с объемом 15 килограммов, одной из ведущих марок Giesen ценой порядка 3350 тысяч рублей.

Сырьё и сбыт

– Сырье мы закупаем у российских трейдеров, которые везут его из Эфиопии, Кении, Гватемалы, Бразилии, Вьетнама и других стран, – объясняет схему своего бизнеса Сергей. – Покупаем только свежий урожай текущего года, привозим его к нам на склад и обжариваем.

Этот процесс требует постоянного внимания, так как зерно обжаривается при больших температурах (до 230 градусов) и каждый лишний градус может стать фатальным. Разный кофе обжаривается абсолютно по-разному. То есть зерно из Вьетнама мы обжариваем по одному профилю, из Бразилии – совершенно по-другому.

Единого рецепта здесь нет. Когда мы начали заниматься обжаркой, я искал информацию в Интернете, но не нашел. Так что на деле приходится учиться самому. Многое зависит от оборудования, от газа, на котором оно работает, от окружающей среды, от самого места, где обжаривают. 

Что касается реализации, то в первую очередь мы продаем кофе людям, которые тоже занимаются кофейными автоматами. У нас есть точка продаж непосредственно при производстве. Здесь любой потребитель может купить у нас кофе по невысоким ценам. Еще мы работаем с кофейнями нашего города, с точками «кофе с собой», продаем кофе в туристические центры – в Горный Алтай, Белокуриху, Шерегеш.

Планы и мечты

Бизнес Сергея Шулика, пока, по крайней мере, исключительно семейный. Сам он занимается технической стороной дела, а именно производством, Анна отвечает за бухгалтерию и вообще всю документальную часть дела, брат Александр ведает продажами, отец Сергея Валерий выполняет функции завскладом – учет, прием сырья, упаковка готовой продукции, выдача товара. Одним словом, команда. Нынешним летом Сергей прошел обучение еще на одних курсах: в этот раз более высокой квалификации, но все у того же Тимура Дудкина.

– Теперь у нас в планах с новыми силами начать работать на больших объемах. Хотелось бы до пяти тонн в месяц продавать. Особенно в туристический сегмент, чтобы отдыхающие «пили наш кофе». Также в Барнауле реализовывать – в кафе, ресторанах, «кофе с собой». А еще, – улыбается в бороду Сергей, – хотелось бы увидеть кофейное растение не в горшочке на подоконнике, какое у нас растет, а побывать в странах, где его выращивают. Подержать в руках кофейные ягоды, посмотреть за процессом их сбора, с фермерами пообщаться. Для меня ведь то, чем я занимаюсь, – это не просто работа и не хобби, но часть жизни. А с учетом того, что бизнес у нас семейный, очень большая ее часть.

Новости