Интервью с директором мемориального музея-заповедника Шукшина Лидией Чудновой
19:10, 21 июня 2019г, Общество 1751
Фото Евгений НАЛИМОВ
Гость «АП» – директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина Лидия Чуднова.
Никого так не помнят
– Лидия Александровна, я знаю, что вы родились на Алтае…
– Моя малая родина – село Ключи. После барнаульского института культуры работала в районной библиотеке в Сростках. В нашем ведении тогда было 33 библиотеки! Мы вели большую методическую работу, ездили по всему Бийскому району (тогда еще не был отделен Зональный). Готовили вечера, мероприятия, пели в ансамбле и хоре. В музей я пришла 25 лет назад, в 1994-м.
– Какое наследство вам досталось? Кто стоял у истоков музея?
– Наследство хорошее. До меня было семь заведующих – и все выкладывались, все горели…
Тамара Ивановна Вараксина (в те годы директор ГМИЛИКА. – Прим. авт.) буквально на пустом месте лепила этот замок. Никто не представлял, как работать в музее, чем тут заниматься. Тогда еще люди говорили: «Ну что там смотреть? Что мы, Ваську не знаем?»
Поступали первые фонды, велась большая переписка, многие приезжали в село. У истоков музея стояла Дарья Ильинична Фалеева. Знала Шукшина, к Марии Сергеевне ездила за будущими экспонатами. Та всей душой радела за музей, как бы ей ни было больно и горько.
– Какие письма она писала сыну на могилу! Мне как-то рассказывали, что Мария Сергеевна обращалась к нему… в подвале.
– Да, там она просила: «Покажись мне, Вася!..» Мария Сергеевна очень переживала, что сын ей не снится, – очень хотела увидеть его хотя бы во сне. А письма… Недавно в музее работала съемочная группа студии документальных фильмов «Остров». (Фильм о Шукшине выйдет в эфир 25 июля на канале «Россия 1». – Прим. авт.) Гости увидели письмо Марии Сергеевны, которое она писала на могилу сына. Оно их просто потрясло. У нас в фонде шесть подобных ее посланий.
14 октября исполняется 110 лет со дня рождения матери Шукшина. Мы хотим издать ее письма, которые хранятся у нас в фонде, – их более 160. Она отвечала на все весточки, которые ей приходили. Мария Сергеевна, например, писала: «Вот я за два дня получила 32 письма. Ну есть без адресов, тут я уже не виновата, не отвечаю». Нам ее адресаты немало писем передали. Так, краевед Геннадий Акмалов с Сахалина прислал копии ее 18 писем!
Что всегда поражает, об этом говорили нам и документалисты, – никого так не помнят и не любят из писателей советских, как Шукшина. Шукшин – это какая-
то загадка, ключик золотой к нашему народу. Скажешь «Шукшин» – и отзываются сердца…
«Наш, сростинский!»
– Как вы открыли Шукшина для себя?
– Мой дядя Георгий Иванович Ларин всю жизнь проработал киномехаником, поэтому я «купалась» в кино. В память врезался такой случай… Я тогда еще даже в школе не училась. Помню, дядя пришел и говорит: «Скоро привезут фильм «Живет такой парень». Это наш снял, Шукшин». Еще рукой на окно показал. Я за его рукой проследила и поразилась: «Это где-то рядом, оказывается».
Шукшина я открывала для себя постепенно. Помню, когда в начале восьмидесятых прочитала книгу Владимира Коробова о нем, как-то сразу все встало на свои места. Я поняла, что такое Шукшин. Настолько книга может быть хорошей и умной.
Конечно, люблю его рассказы. Особенно любимы в нашей семье «Волки», мы хохочем до изнеможения. И юмор шукшинский лечит душу. И сюжет сразу, с первого предложения, раз – и забирает тебя… В каждом из 125 рассказов есть какое-то зерно, характер. Ты буквально видишь героев, так они вырисованы!
Насколько замечательны его «Любавины» – в каждой фразе! А ведь считается, что Шукшин писал их в институте. Меня всегда поражает вот что: у него же совершенно не было времени, когда он успел столько сотворить? Вот, например, во второй части «Любавиных» рассказывается о совхозе сростинском – а он-то ведь в 1961-м
образовался. Конечно, Шукшин приезжал сюда, интересовался жизнью земляков. И в романе он поднимает социальные проблемы того времени.
А какая публицистика у Шукшина? Он ведь в ней спорит, доказывает и себя критикует. Шукшин открыто признается, мол, фильм не получился: народные деньги потрачены, а зал не заполнен. Он всегда выступал за аншлаг.
– Шукшина можно открывать снова и снова. К тому же он овеян ореолом легенд.
– Он их и сам создавал… Например, нам из Военно-морского архива привезли копии документов. В одном из них Шукшин спокойно пишет о себе – «сирота». И попадает в секретную часть, в радиоразведку, в которой ведут радиоперехваты НАТО. Хотя он – сын «врага народа»… И никто ведь не проверил!
– Вероятно, он создал убедительный образ.
– Да, он создавал образ. Сестре Наташе из армии Шукшин писал: «Прошедшую жизнь рассказывать тоже не могу. Однажды я поклялся никому и никогда не рассказывать о себе. Смотри, я даже матери ничего не говорю. А знаешь, как это трудно. Она, бедная, уж и не спрашивает теперь». Вероятно, было нечто, могущее взволновать, расстроить родных…
И еще такой пример. Когда он собирался в Севастополе учиться в вечерней школе, написал матери, мол, езжай в техникум и возьми справку, что я его не окончил из-за нехватки средств. Хотя на самом деле учебу он бросил. Позже сообщает: получил, спасибо – «справки хорошие».
– Его герои, чудики, живут сейчас в Сростках?
– Да, чудики у нас не перевелись. Часто слышу: «Вот если бы был Шукшин! Это б описать…» Александр Волобуев два года приезжал в Сростки снимать наших чудиков. И ведь они ему раскрылись! Волобуев на презентации своей фотовыставки сказал: «В Сростках каждый человек считает, что он самый умный и только он знает, как правильно!» И в самом деле, ведь это целая жизненная философия: наш селянин и пашет, и сеет, и убирает, и заготавливает. У него скотина, лошадка, автотранспорт… И во всем надо разбираться самому! Он хозяин, он живет на селе!
«Будут открывать!»
– Что нового будет на этих чтениях?
– Нынче у нас пройдет настоящая сростинская вечерка. Реконструкцию ее готовят студенты под руководством преподавателя Елены Эйхольц из Алтайского колледжа культуры. Обязательно к нам приедут сотрудники Художественного музея. В прошлом году они такие крутили хороводы!..
Мы хотим на поляне у дома матери (что перед Пикетом) сделать литературную поляну. Начнется действо с акции «Читаем Шукшина», потом будут выступать писатели, исполнители и просто гости – они смогут излить душу у свободного микрофона. Приглашены будут руководители литературных и мемориальных музеев края, которые выступят с посвящениями Шукшину.
Подлинный хранитель памяти Шукшина Анатолий Дмитриевич Заболоцкий недавно нам преподнес замечательный подарок – раскладушку, на которой спал, бывая у него в гостях, Василий Макарович. В Шукшинские дни в музее откроется фотовыставка Заболоцкого. В Манеже в свой юбилей он устраивал выставку «Жизнь подарила увидеть». Порядка 60 работ ее будут экспонироваться в нашем музее.
– Какими еще интересными проектами порадуете?
– В издательстве Елены Тончу готовится большой сборник по Шукшину. В нем будут и сибирский дневник Рениты Григорьевой, и статьи сотрудников музея.
Наш музей – участник проекта Государственного литературного музея (Москва) по созданию планшетной выставки, посвященной Шукшину. Покажут ее в 80 странах мира в отделениях Россотрудничества. Музей представил 30 копий фотографий из своих фондов.
Администратор Театра Наций Елена Носова сообщила, что у них есть проект, посвященный театрам малых городов. В его рамках они проведут мастер-классы в Горно-Алтайске и Бийске, зовут сростинцев на них. Собираются и к нам приехать.
– Сколько гостей принимает ваш музей ежегодно?
– Порядка сорока тысяч практически из всех областей и краев России, а также иностранцы – представители США, Канады, Израиля, Италии, Германии, Китая, стран ближнего зарубежья.
– За рубежом Шукшина знают больше как артиста и режиссера или как писателя?
– Полагаю, как писателя. Ведь еще при жизни произведения Шукшина переводили на другие языки. Помните, как десять лет назад на Пикете генеральный директор французской корпорации размышлял в своей речи: «Если бы Егор Прокудин купил корову, то он бы, конечно, старался взять высокопродуктивную…»
27 – 29 июня на базе музея Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Шукшина проведет международную конференцию, посвященную сибирской ментальности. В одной из секций речь пойдет о Шукшине. В ней заявились и иностранные ученые тоже.
– Скажите, юному поколению близок Шукшин?
– У нас в мае состоялся заключительный концерт лауреатов регионального заочного конкурса чтецов произведений Шукшина. Мы проводили его вместе с бийским гуманитарно-педагогическим университетом. Нам прислали более 50 видео, на которых даже дети семи лет читали Шукшина наизусть – и как мастерски, с полным пониманием сюжета и идеи!
Мы очень надеемся, что новые поколения – такие урбанизированные – будут открывать для себя Шукшина. Пусть даже у читателя только прабабушки были сельские, а дальше сплошь интеллигенты в роду. Потому что Шукшин – это наше, исконное. Невозможно не перечитывать его книги. Шукшин любого затягивает-завораживает.
Три истории, три составных части: еще пятьдесят лет назад о героях этого материала писали книги
«Алтайская правда» продолжает рассказ о выпускниках Лепельского минометного училища
Коллекция архивных газет работника типографии передана барнаульскому музею «Мир времени»
Посмотреть все материалы автора
Три истории, три составных части: еще пятьдесят лет назад о героях этого материала писали книги
«Алтайская правда» продолжает рассказ о выпускниках Лепельского минометного училища
Коллекция архивных газет работника типографии передана барнаульскому музею «Мир времени»
Посмотреть все материалы автора