К 2018 году по Оби будут перевозить миллион тонн грузов

15:02, 10 августа 2016г, Общество 2094


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В нынешнем году по Оби будет перевезено порядка 550 тысяч тонн грузов, что на 11% больше, чем в 2015-м. К 2018 году эта цифра должна увеличиться до 1 миллиона тонн.

Толчок к возобновлению транспортных перевозок водным путем, о которых начиная с первых постсоветских лет фактически забыли,  был дан президентом России Владимиром Путиным, распорядившимся о принятии необходимых мер для сохранности автомобильных дорог. Одним из вариантов решения вопроса стала переориентация перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов с автомобильного на водный транспорт.

Однако очень скоро «выяснилось», что дело это непростое, поскольку фактически не используемая с постсоветских времен речная «дорога» во многих случаях находится в аварийном состоянии. В составленной специалистами краевого управления по транспорту аналитической записке говорилось, что «в последние 20 лет дноуглубительные работы производились в минимально возможных объемах, а в 2014 году транзитные дноуглубительные работы впервые не проводились вовсе». Как результат – превращение отдельных участков Оби в нашем регионе в несудоходные и значительное сокращение сроков навигации.

Но поручения президента России для того и даются, чтобы их выполнять. Тем более что идея вернуться к использованию более удобного и дешевого транспорта для перевозки щебня и песка своей актуальности не утрачивала никогда. Приводить дело в порядок взялись администрация Алтайского края и заинтересованные в восстановлении грузоперевозок – пока по Оби – бизнесмены.

В марте 2015 года между администрацией края, администрацией Обского бассейна внутренних водных путей, а также предприятиями речной и добывающей отраслей было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах нашего региона на 2015 – 2018 годы. На выполнение этой задачи в 2015 году было предусмотрено выделить 28,5 миллиона рублей из средств участников соглашения. Поскольку были и деньги, и люди, заинтересованные в их целенаправленном освоении, дело пошло, как говорится, медленно, но верно. Период навигации был увеличен практически на месяц – со 160 до 190 суток – на участки дорог федерального и регионального значения был сокращен выезд тяжеловесных транспортных средств.

– По сути, это та же автомобильная дорога, за которой нужно смотреть, поправлять русло – его выпрямляют, углубляют, делают шире, – комментирует ситуацию начальник отдела дорожного хозяйства Главстроя Николай Даскин. – Небезопасные участки есть, но мы стараемся их ликвидировать. Неоднократно обращались в профильные федеральные ведомства с этим вопросом, в итоге два года назад был подписан шестисторонний договор. В 2015 году на выполнение мероприятий в его рамках было задействовано 27 единиц техники, сегодня их уже 34.

Оценив полученные результаты, участники соглашения предусмотрели в нынешнем году выделение на реализацию этого проекта уже 32 миллиона рублей, и эти вложения себя окупают. На начало августа по Оби было перевезено 77% грузов от плана перевалки 2016 года.

И все же процент перевозимых в Алтайском крае водным путем грузов пока незначителен, всего 5%, да и добиться его повышения не так просто. По словам директора ООО «Бийский гравийно-песчаный карьер» Эдуарда Колерта, чья компания является основным отправителем речных грузов в регионе, сейчас на Алтае работает 12 составов (судно плюс баржа), а для выполнения объема перевозок в миллион тонн их должно быть в два раза больше – порядка 24 судов и 50 барж.

– В ноябре полноценно заработает система «Платон», и стоимость автоперевозок начнет дорожать, – говорит Эдуард Владимирович. – Мы понимаем, что порядок на дорогах все равно будет наведен и в течение двух лет речные перевозки должны стать достойным бизнесом, но он рентабелен только тогда, когда автотранспорт везет грузы в рамках закона. Приобретение флота на сегодня пока не рассматривает ни один из краевых судовладельцев, но мы пытаемся привлечь к работе «Томскую судоходную компанию». У них на сегодня более 20 кораблей и 50 барж стоят без дела.

Но дело тем не менее идет. Основная перевозка грузов по Оби в нашем регионе сегодня осуществляется с Бийского гравийно-песчаного карьера на грузовой терминал «Обь» в Барнауле. Каждый день в барнаульском порту «Восточный» отгружают порядка двух тысяч тонн инертных материалов – читай щебня, а это, условно говоря, примерно 80 не вышедших в рейс КамАЗов.

Фоторепортаж