Как не стать жертвой лже-банкиров, "охотников за голосами" и прочих аферистов

07:48, 22 ноября 2021г, Происшествия 794


Как не стать жертвой лже-банкиров, "охотников за голосами" и прочих аферистов Фото №1

У наших читателей, да и у журналистов «АП», не замолкают телефоны. Звонят люди, желающие облегчить их кошельки и карты.

«Да» и «нет» не говорить

Про то, что появились «охотники за голосами», я слышала, конечно, но не думала, что мне и самой придется сыграть в эту игру.

– Добрый день, вас беспокоит служба безопасности банка N. Вы Тамара Попова?

Уже готова брякнуть «да», но, вовремя вспомнив, что нельзя, начинаю свою игру:

– Допустим.

– Нет, мы должны точно убедиться, вы ли это? – ворковала незнакомка.

– А вы разве еще не убедились?

– Хорошо, ответьте, совершали ли вы в последние дни какие-либо действия со своей картой? Только коротко, да или нет.

– Ой, ну вы знаете, коротко я не умею, всегда отличалась многословием и не раз убеждалась в истинности поговорки, что язык мой – враг мой…

Физически ощущая, как закипает моя визави, ускоряю процесс:

– А теперь вы мне ответьте, как зовут генерального директора вашего банка?

В трубке гудки. Эх, не дали позабавиться в полной мере. Прикол в том, что нет там никакого гендиректора, а есть председатель правления.

Зачем мошенникам наши голоса? Ведь одних лишь голосовых данных, даже если вы проходили в банке вербальную идентификацию, недостаточно, чтобы списать деньги с карты. Для этого должны совпасть десятки «ключей». В случае биометрии это распознавание мимики, изображения лица, радужки глаз…

Другой вопрос, что слова «да», «нет» или «я подтверждаю» можно легко смонтировать в определенном сценарии общения мошенников с оператором банка и пользоваться конструкцией при оформлении сделки или проведении транзакции по телефону от вашего имени. Никто не даст гарантии, что в этом случае «ключи» не совпадут. Кто-то авось да попадется – такова логика злоумышленников, людей не слишком умных для истинного хакерства, но уверенных, что «лохов» на их век хватит.

Чтобы в их число не попали вы и ваши близкие, возможно, придется поменять ряд привычек. Многие, например, начинают телефонный разговор с фразы: «Да, я вас слушаю». Придумайте иную формулировку, потренируйте ее дома, а заодно и возможное общение с мошенниками, исключая ключевые слова.

И где их учат?

«Добрый день! Оксана Фёдоровна? С вами говорит специалист банка. Скажите, в течение последних минут вы снимали со своего счета средства…» – голос приветливый и ровный, заученные фразы сыпятся как из заточенного на вечную жизнь конвейера. Помню, когда я первый раз столкнулась вживую с этим видом мошенничества, который не раз в нашей газете мы описывали, было волнение – а вдруг не оно? Вдруг и правда специалисты банка пытаются предотвратить хищение? Слушала, не перебивая, пока речь не зашла о том, что, чтобы предотвратить утечку денег с моей карты, надо переслать деньги на промежуточный счет… Оборвала разговор фразой: «Спасибо, сейчас сама перезвоню в свой офис банка». На нервный протест: «Не кладите трубку, иначе все пропало!» – отреагировала, в одностороннем порядке закончив разговор.

Поэтому теперь я ученая. Прерываю звонившего лжеспециалиста с елейным голосом практически сразу.

– Извините, у меня есть повод сомневаться, что вы работаете в банке, – говорю спокойно. И вдруг – без перехода – голос моей собеседницы меняется:

– Надо же, сомневается она. А ты кто такая? – интонация мгновенно переходит в разряд базарных и почти срывается на крик. Она еще успевает послать меня, но я тороплюсь положить трубку. Неприятно, но смешно. Это где ж учат таких разводил, что у них элементарно не хватает такта и терпения построить разговор? Ведь успех операции зависит от такого вот одурманивания голосом, интонацией, словами... Я не поверила, а кого-то, быть может, удалось бы переубедить. Но нет.

Москва. «Прокуратура»

Разгар рабочего дня. Звонок. На экране телефона высветилось предупреждение от установленной недавно программы-фильтра «Определитель номера»: возможно, мошенники.

– Слушаю.

– Вас беспокоит начальник Прокуратуры Москвы.

В трубке слышались звуки автотрассы, женщина говорила немного в нос.

– Что вы говорите! А я думала, мошенники из тюрьмы.

Связь почему-то оборвалась.

В этот раз я не поддалась на провокацию, а пару лет назад чуть не назвала мошенникам ПИН-код банковской карты, услышав, что с нее кто-то попытался снять средства. Благо рядом находилась подруга, которая пишет на криминальные темы и о способах вымогания денег по телефону наслышана как никто другой.

Другое дело

Соседке за 80 лет. Ее сын отбывает наказание в местах не столь отдаленных. Ей позвонили и сказали:

– Ваш сын попал в беду. Если вы отправите на указанный в эсэмэске счет сумму 10 тысяч рублей, мы сможем ему помочь.

Муж стал ее отговаривать, припомнив аналогичные случаи из жизни:

– Ты же сама мне рассказывала, что твоей подруге недавно так же звонили, тоже просили перечислить 10 тысяч рублей. А потом оказалось, что с ее сыном все в порядке.

– Ну да, помню, но это же совсем другое дело. Они же имя сына назвали и что в тюрьме сидит.

Муж махнул рукой, а бабушка направилась в отделение банка. Попросила сотрудника перевести деньги на счет. А когда приехал в гости другой сын и узнал эту историю, заставил написать мать заявление в полицию, чтобы этих мошенников наказали. Конечно, деньги старушке не вернули, но наука осталась.

Зато с деньгами

У знакомого мужа есть целая методика по выведению из себя желающих поживиться за чужой счет. Он рассказал:

– Мне порядком поднадоели онлайн-мошенники. Повадились звонить чуть ли не каждую неделю. Уговоры отстать и крики на них никак не действовали. Решил действовать так же креативно, как они. Звонят однажды и сообщают по накатанному сценарию:

– Вас беспокоит служба безопасности банка. На вашем счете выявлена подозрительная активность, сообщите нам номер карты и ПИН-код.

– Конечно, обязательно, сейчас.

Я начинаю диктовать им первый пришедший на ум порядок цифр.

Они сначала слушают, затем удивленно произносят:

– Такого номера карты не существует.

– Что? Какой карты?

– Ну нам нужен номер вашей карты.

– У меня нет никакой карты.

– Ты че, придурок?

– Зато с деньгами.

«Операция под угрозой»

Однажды столкнулся с двухходовочкой. Сначала позвонил очевидный мошенник. Я сразу прервал разговор. И тут же – звонок «из полиции». Уверенный мужской голос. Человек скомканно представился и сообщил, что зафиксирован звонок злоумышленника, который давно в разработке, и с этим надо разобраться. Сказал, что все под контролем, его ведут, записывают разговоры, отслеживают контакты,  проводится ряд оперативно-следственных действий и без меня никак не обойтись. Мол, все будет зафиксировано документально и закреплено доказательствами, выемками, экспертизами, и т. д. А пока срочно нужно назвать свои данные – серию и номер паспорта, номер карты. 

Я ждал чего-то в этом роде и насторожился. Предложил собеседнику снова представиться – медленно, четко, с контактными данными, названием подразделения, адресом, фамилиями руководителей. Он пробовал давить на психику – мол, некогда, операция под угрозой. Но я настаивал на своем, и он отключился.

Сохраняйте хладнокровие

Каждый раз, сообщая о фактах мошенничества, полиция дает простые советы, как не стать жертвой обмана.

Если вам звонят незнакомцы, не нужно поддерживать с ними разговор, кем бы они ни представлялись. Не передавайте им свои персональные данные и номера ваших электронных кошельков, банковских карт и прочую личную информацию. Перепроверяйте поступившие сведения, посоветуйтесь с родными, а уж потом принимайте решение.

Если вы получили СМС-сообщение о неожиданном выигрыше – задумайтесь. Настоящий розыгрыш призов не должен подразумевать денежные выплаты с вашей стороны. 

Вам звонят с незнакомого номера и тревожным голосом сообщают, что ваши близкие попали в беду, а для того, чтобы решить проблему, нужна крупная сумма денег. По такой схеме работают мошенники! Позвоните родственникам.

Вам звонят якобы из поликлиники и сообщают, что у вас или у ваших родственников обнаружили опасную болезнь. Вне зависимости от сложности «спектакля» жуликов (могут упоминаться ваша история болезни, имя родственника, фамилия участкового врача) это мошенничество. Настоящий доктор никогда не сообщит такие «новости» по телефону. Рано или поздно мошенники скажут, что только их дорогое лекарство или операция могут помочь.

Вам звонят с сообщением, что ваш родственник или знакомый попал в аварию, за решетку, в больницу и теперь за него нужно внести залог, штраф, взятку – в общем, откупиться. Это обман!

Необходимо сохранять спокойствие, немедленно сообщить в правоохранительные органы.

Материалы страницы подготовили Тамара ПОПОВА, Оксана ШИЛЬРЕФ,  Татьяна КОЧЕТЫГОВА, Олег КУПЧИНСКИЙ, Тамара ЛОГИНОВА

 
Новости партнеров
Фоторепортаж