Какие вопросы обсуждали на Х съезде работников образования в Барнауле

12:18, 28 августа 2018г, Образование 1612


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В Барнауле прошел Х съезд работников образования – традиционная площадка для обсуждения насущных проблем и стратегических задач в преддверии нового учебного года. Одной из главных тем стала реализация нового нацпроекта «Образование», инициированного президентом. В пленарном заседании приняли участие врио губернатора края Виктор Томенко, председатель краевого Законодательного Собрания Александр Романенко, представители Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора, федеральных и краевых ведомств, депутаты Госдумы, главы муниципальных образований, педагогические работники и родительская общественность – всего более 400 человек.

От песочницы к роботам

В фойе концертного зала «Сибирь» работала выставка, представляющая современные технологии, внедряемые в образовательный процесс, – от становящихся уже привычными роботов и маленьких квадрокоптеров до интерактивного пола и даже интерактивной песочницы для детей дошкольного возраста. Часть экспозиции была посвящена программному обеспечению для незрячих и слабовидящих людей, в том числе программам для создания и чтения говорящих книг и хранения голосовых заметок.

О новых технологиях в образовании говорили в своих выступлениях и учителя. Замдиректора рубцовского лицея «Эрудит» Татьяна Денисенко рассказала коллегам о проекте «Цифровая школа». По ее словам, в лицее уже не существует бумажного классного журнала да и зачисление детей в учебное заведение осуществляется в электронном виде. Некоторым направлениям, например, кибербезопасности и кибергигиене, еще предстоит уделить особое внимание.

– Не работать в этой системе школа в современном обществе просто не может, – уверена Татьяна Владимировна. – Сегодня дети в совершенстве владеют цифровой техникой и педагогу, конечно, нужно за ними стремиться.

Под руководством учителя года Алтая-2018 Ивана Гребёнкина учащиеся барнаульской гимназии № 74 изучают информатику через игры, в том числе создавая их самостоятельно. И в процессе изучают моделирование, программирование и алгоритмизацию. «Первое, что ребенок делает, – это играет, знакомство с компьютером тоже начинается с игр, – говорит Иван. – Учителя должны использовать это умение играть в своих целях, чтобы вывести детей на какие-то серьезные вещи».

В фокусе внимания

Врио губернатора Виктор Томенко в своем выступлении отметил, что сфера образования всегда была в фокусе особого внимания руководства страны и края, и подчеркнул, что все программы, которые уже находятся в стадии реализации и получили широкое признание и хороший отклик, найдут свое продолжение.

– Мы должны ответить на базовые вопросы, связанные с уровнем оплаты труда в сфере образования края, особенно в сравнении с другими регионами, состоянием материально-технической базы учреждений, и вопросы стимулирования профессионального роста специалистов, – сказал Виктор Томенко. – Необходимо заниматься внедрением современных инновационных подходов к организации нашей работы и повсеместным использованием достижений информационных технологий. Все это требует, чтобы педагогическое сообщество, родители и власти разных уровней выработали систему взаимодействия, которая позволит находить общие приемлемые решения и продвигать политику дальнейшего развития в жизнь.

А председатель АКЗС Александр Романенко отметил, что формат съезда предполагает многочисленные площадки для общения не только педагогов, но и общественности, представителей власти и экспертов разного уровня:

– Мы уверены, что такие обсуждения дали возможность высказаться, поделиться наболевшим, обменяться опытом и получить ответы. И речь не только о подготовке к новому учебному году, но и о стратегических задачах.

Стратегическим задачам нового национального проекта «Образование» было посвящено выступление Инны Черноскутовой – директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Министерства просвещения РФ. По ее словам, реализация нацпроекта должна обеспечить достижение и удержание показателей, заложенных в майских указах 2012 года, а это и отсутствие очередности в дошкольных учреждениях, и зарплата учителей, и охват детей дополнительным образованием. Однако нацпроект ставит и новые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования всех уровней, вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

По словам врио министра образования и науки края Александра Жидких, основным посылом нацпроекта является всестороннее развитие человеческого капитала как системообразующего элемента новой экономики, которая задает спрос на новые типы навыков и формы подготовки. И ключевую роль в этом будут играть цифровые технологии, проектный подход, работа в командах, в том числе удаленных и мультиязычных, сетевое и кластерное взаимодействие, постоянное развитие, системное мышление и многое другое.

Вернуть родителей в семью

Накануне пленарного заседания впервые прошел общественный форум «Родительская академия – новый формат». Барнаульская школа № 53 для его проведения выбрана не случайно: там уже пять лет реализуется проект, в котором самые активные родители, прошедшие специальное обучение основам психолого-педагогической помощи, делятся своим опытом с другими. Проект был высоко оценен Министерством образования России и рекомендован для распространения. Директор школы Юлия Галкина рассказывает:

– В какой-то момент мы поняли, что многие родители сегодня даже не умеют играть с собственными детьми! Им проще дать какой-то гаджет, чтобы отвлечь ребенка от вопросов, которыми он в силу возраста и любознательности может забрасывать родителей. И мы поставили задачу «вернуть родителей в семью». Результаты? Сегодня у нас в школе очень инициативная родительская общественность, которая придумывает интересные детям проекты.

На родительском форуме прошла ретролинейка в духе советского пионерского детства, а также множество мастер-классов – от декоративно-прикладного творчества до психолого-педагогической помощи детям, которые провели ведущие специалисты Барнаула. Участниками форума стали представители родительской общественности из школ края.

Мария ИВАНОВА

*   *   *

На съезде были вручены различные государственные и отраслевые награды лучшим педагогическим работникам. Учитель начальных классов Новокалманской средней школы села Усть-Калманка Любовь Щукина отмечена Благодарностью президента РФ, учитель математики барнаульской гимназии № 40 Юлия Белоцкая стала заслуженным учителем РФ. Ордена «За заслуги перед Алтайским краем» II степени удостоены председатель Барнаульской городской общественной организации Российского союза ветеранов Матрена Андрейченко и директор Мамонтовской средней школы Александр Вастьянов. Вручены медали «За заслуги в труде», почетные грамоты АКЗС, а также нагрудный знак «За милосердие и благотворительность» – его получил директор ООО «Курай Агро Плюс» Бийского района Игорь Пляко за многолетнюю помощь образовательным организациям.

 
Фоторепортаж