Какой бюджет мы хотим

11:38, 19 ноября 2021г, Трибуна депутата 530


Александр Ткачёв о поправках фракции КПРФ в АКЗС к бюджету Алтайского края.

26 ноября на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания будет рассмотрен во втором чтении проект бюджета края на 2022 год. В первом чтении фракция КПРФ проголосовала против. Кроме 20 депутатов-коммунистов, на такой шаг не отважился никто. Наша позиция формулируется просто: предложенный бюджет не направлен на развитие края. В лучшем случае это топтание на месте. Ко второму чтению у нас есть существенные поправки.

В первом чтении голосовали всего за три показателя – доход, расход и дефицит. По первым двум показателям рост, что касается дефицита – он предельный, изменить его нельзя, Бюджетный кодекс РФ не позволяет. Но рост бюджетных показателей – не новость, ежегодно депутаты рассматривают бюджеты с растущими показателями. Но если мы от голых цифр уйдем к абсолютным величинам, если будем мерить не в рублях, а в штуках, действительно ли мы увидим рост?

Вот прямо с ходу из наболевшего. В 2014 году в крае было чуть менее 9300 врачей, в нынешнем году – чуть менее 8300. Минус тысяча человек. При этом доходы бюджета в 2014-м – почти 76 трлн, расходы – чуть менее 82 трлн. То есть бюджет в рублях за несколько лет вырастает почти в два раза, а число врачей уменьшается почти на 11 процентов. Это рост?

А ведь подобная картина наблюдается едва ли не в большинстве областей: в медицине, соцзащите, образовании. С каждым новым принимаемым бюджетом по факту мы получаем в лучшем случае топтание на месте, в худшем – постоянные оптимизации, сокращения, разбитые дороги за пределами Барнаула, прекращение автобусного сообщения и прочее.

Есть такой показатель, как расходы бюджета на душу населения. По нему Алтайский край находится в последней двадцатке по России. В ценах 2020-го года это 50 тыс. руб. на человека. Тогда как в среднем по стране этот показатель равен 130 тыс. руб. Например, в Москве – 250 тыс. руб. на человека, в Севастополе – 140, в Питере – 135.

Из года в год жители края «голосуют ногами». Ежегодный отток населения – 20 тысяч экономически активных граждан, не нашедших себе применения у нас в крае. Это ли не критерий оценки и бюджета в том числе?

Сейчас нас ставят перед фактом: налогов мы собрать больше не можем, из Москвы денег больше тоже не дадут, давайте принимать то, что есть. Отчасти это так, у краевого правительства действительно мало возможностей для маневра. Это с одной стороны. С другой – за пределами АКЗС в приватных разговорах мало какой депутат или чиновник решится оспаривать факт, что бюджет для реальных потребностей края катастрофически мал.

И я предлагал депутатам разных фракций, отбросив политические амбиции, чинопочитание и страх перед московским начальством, выйти на федеральный уровень с инициативой о выравнивании бюджетной обеспеченности регионов.

Предлагал и предлагаю сейчас: давайте выработаем в адрес федеральных властей предложения об изменении бюджетной системы в сторону ее более справедливого устройства. Ведь такого не должно быть, чтобы за одну и ту же работу врач, учитель, соцработник, работник культуры, не важно кто, в одних регионах получал заработную плату в несколько раз больше, чем в других. Чтобы в одних регионах больным ковидом приносили домой пакет лекарств стоимостью несколько тысяч рублей, 
а в других – пачку парацетамола и мазь для носа.

Мы готовы сесть за стол переговоров по изменению бюджетной системы в целом. Давайте выйдем с нужными инициативами, давайте реформировать налогообложение, перераспределять денежные потоки, выравнивать бюджеты регионов и муниципалитетов. Наше голосование в первом чтении против – это сигнал наверх о необходимости таких изменений.

Ко второму чтению фракция КПРФ подготовила ряд предложений. Мы провели консультации с экспертами, организовали круглый стол с привлечением ученого сообщества, специалистов в разных областях и общественников. По итогам фракция направила 10 поправок ко второму чтению.

Мы предлагаем сократить расходы на чиновничество разного уровня, вместе с тем выплатить по 5 тысяч рублей детям войны ко Дню Победы, такую же сумму предлагаем на ежемесячные выплаты медицинским работникам краевых и муниципальных организаций здравоохранения. По 50 тысяч предлагаем единовременно выплачивать выпускникам учреждений медицинского образования, перешедшим на работу по договорам о целевом обучении в государственные и муниципальные организации здравоохранения.

По просьбам депутатов от КПРФ в Барнаульской городской Думе наша фракция в АКЗС предложила увеличить расходную часть краевого бюджета на транспорт, в частности на развитие городского электротранспорта Барнаула, Бийска и Рубцовска.

Нами предложено пересмотреть расходы на спорт, а именно более-менее уравнять спорт высших достижений и массовый спорт, то есть увеличение расходов в пользу последнего. Мы считаем, что нужно больше строить спортивных объектов и больше проводить соревнований любительского уровня.

Также наши поправки предлагают увеличить с 10 до 15 процентов нормативы отчислений в муниципальные бюджеты от акцизов на топливо и автомасла, что позволит существенно улучшить содержание автодорог в муниципальных образованиях.

Надеюсь, что наши поправки будут поддержаны депутатами других фракций.

Подготовил Ю. Красильников.