Бийск не останется без трамваев

10:00, 18 июня 2019г, Общество 841


На днях Арбитражный суд Алтайского края признал Бийское трамвайное управление банкротом, а на предприятии было введено внешнее конкурсное управление.

В социальных сетях Бийска горожане высказывали свое возмущение, а также опасения относительно дальнейшей судьбы трамвайщиков, теряющих свои рабочие места вследствие банкротства предприятия. Ситуацию вдвойне усугубляло то, что местные власти все это время успокаивали население, докладывая о различных успехах в сохранении бийского трамвая – мерах по оптимизации, ремонте подвижного состава и путей, расчетах с кредиторами. На самом деле меры действительно были действенными и благодаря им в конце концов остался всего один самый крупный кредитор, но зато какой – государственная налоговая инспекция, которая все-таки свое потребовала.

Выход найден

Что дальше будет с бийским трамваем?

Судьба электрофицированного транспорта в современной России вообще в целом нелегка. Только за 2016 год, согласно данным «Российской Газеты», трамваев лишились шесть крупных городов. Главной причиной этого местные власти называли изношенность инфраструктуры и подвижного состава, поддерживать которые очень тяжело, так как это довольно капиталоемкая отрасль. С бийским трамваем происходила практически такая же история. При этом городские власти искусственно пытались сдерживать тарифы. Еще несколько лет назад на городском трамвае можно было проехать на рубль дешевле, чем в автобусе. Конечно, городской бюджет субсидировал предприятие все это время, но вместе с этим средств катастрофически не хватало не только на обновление подвижного состава, но даже на ремонт путей. По согласованию с краевым правительством часть наукоградовских денег была направлена на модернизацию тяговых подстанций, чтобы снизить расходы на электроэнергию, проведены серьезные кадровые изменения. Неужели все это было напрасным и Бийск пополнит ряд бестрамвайных городов?

Оказывается, все это время выход из сложившейся ситуации искали и… нашли. Было создано предприятие под названием МУП «Бийский городской транспорт».

Об этом на днях объявил глава Бийска Александр Студеникин на брифинге с прессой. Теперь именно данная организация занимается трамвайными перевозками, и это еще не все. Новое предприятие было создано на базе бывшего МУП «Городской транспортный диспетчерский центр», которое ранее занималось организацией автобусных перевозок, соответственно, на «Бийскгортранс» возляжет и эта работа. Возглавил новое муниципальное унитарное предприятие бывший директор трамвайного управления Сергей Елясов, а весь коллектив трамвайщиков, а это 502 человека, уже с 4 июня переведен на новое предприятие со всеми при этом положенными выплатами, например, компенсацией за неиспользованные отпуска.

– На протяжении последних двух лет администрация города совместно с руководством Бийского трамвайного управления активно работала по повышению эффективности деятельности в сфере трамвайных перевозок. Показатели работы за последние четыре месяца (с января по апрель) положительные: прибыль предприятия – свыше миллиона рублей, – отметил Александр Студеникин. – Ситуация, можно сказать, кардинально изменилась, но… долги в короткие сроки погасить невозможно. Общая задолженность перед ФНС составляет около 160 млн. Сумма, заявленная в рамках банкротного дела, без малого 117 млн. Деньги из прибыли,  как и все другие из доходной части, расходуются на текущую деятельность предприятия – зарплаты, налоги, электроэнергию, материалы. Предприятие сейчас функционирует без наработки ещё больших убытков в отличие от прошлых лет. Именно за этот период и образовалась та задолженность, с которой ФНС и обратилась в арбитражный суд. Понимая, что трамвай – это социальный транспорт, мы примерно со второй половины прошлого года занимались вариантом подготовки перехода трамвайного управления в новую структуру.

Как сообщил в свою очередь новоиспеченный руководитель «Бийскгортранса» Сергей Елясов, все необходимое для функционирования трамвайного движения было взято в оперативное управление, то есть и подвижной состав, и оборудование, и производственные помещения, а вот в отношении Бийского трамвайного управления будут продолжены конкурсные процедуры. И вполне возможно, что конкурсный управляющий избавится от ненужных активов посредством продажи, но это на деятельность нового предприятия практически не повлияет.

Не изменятся и тарифы для горожан, то есть цена билета как была 20 рублей, так и останется. Однако задачи по оптимизации и снижению расходов на пассажироперевозки будут выполняться и впредь. Ведь только в этом залог перспективной работы с положительным балансом, тем более что есть уникальный шанс начать все с нуля, ведь «Бийскгортранс» не является правопреемником БТУ по долгам, так как создан на базе другого юридического лица.

Перспективы 

Еще одна интересная новость, связанная с новым предприятием. На брифинге сообщили, что МУП «Бийск-гортранс», как уже было сказано выше, уже занимается организацией автобусных и трамвайных перевозок. 

Участники брифинга признались, что в перспективе рассматривают вопрос предоставления услуг автобусного транспорта, что только должно повысить конкурентную борьбу на рынке пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети. А конкуренция – это, конечно же, в первую очередь повышение качества услуг горожанам. К тому же доходы от перевозок автобусами намного превышают доходы от трамвайных, которые еще приходится дотировать из городского бюджета. И вырученные деньги как раз можно направить на поддержку трамвайного сообщения. Впрочем, еще нужно приобрести необходимую технику, а об этом, наверное, пока рановато говорить только созданному предприятию. 

Но ясно, что бийскому трамваю жить.

Олег АМЕЛЕВ (фото автора)