Кукольные спектакли для взрослой публики готовят в Барнауле

17:36, 31 января 2019г, Культура 1157


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Лаборатория взрослой драматургии открылась во вторник в барнаульском театре кукол «Сказка». За пять дней четыре молодых режиссера из разных городов должны подготовить эскизы спектаклей и представить их на суд публики и экспертов 2 февраля.

Авантюрная идея

Саму затею такой творческой лаборатории в театре называют авантюрной. Хотя на пресс-конференции директор театра Надежда Васильева напомнила журналистам, что в истории «Сказки» был период, когда взрослые зрители буквально добывали билеты на яркие обсуждаемые постановки, и связана эта эпоха с именем бывшего главного режиссера Евгения Гимельфарба.

Одна из участниц лаборатории, режиссер из Санкт-Петербурга Анна Бессчастнова, которая взялась за постановку чеховской «Чайки», заметила, что многие театры кукол попросту не готовы брать взрослый материал: «Существует деление театров: сначала кукольный, потом ТЮЗ, а потом ты как бы дорастаешь до драмы лет в 17 – 18».

– Сегодня сложилось мнение, что театр кукол – это какая-то «мимимишная» детская история, и в нашем регионе проблематично привлечь взрослого зрителя, – признает Надежда Васильева.

Так что режиссерская лаборатория отчасти призвана разрушить эти стереотипы. И, возможно, пополнить репертуар новым спектаклем. Рекомендации должен дать экспертный совет в составе театроведа Елены Кожевниковой, доцента кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства АГИК Геннадия Старкова, новосибирского режиссера и преподавателя Эльмиры Куриленко и специалиста краевого Минкульта Татьяны Тимофеевой.

Где лежит «хлам»

Из восьми присланных заявок в театре выбрали четыре, и, несмотря на молодость, у всех участников уже есть опыт творческих лабораторий.

Роман Бокланов из Санкт-Петербурга – студент третьего курса. Он решил не выбирать драматургию, а «экспериментировать и рисковать». На лаборатории он попробует соединить документальный театр с театром кукол:

– Я давал задания артистам, они брали интервью у людей. Наша тема – превращение человека разумного в человека медийного, и меня интересует, как новые технологии влияют на людей.

Кукол как таковых Роман не планирует, говорит, в спектакле «будут предметы – планшеты, телефоны, пластика рук, много текста и документальный театр».

Петербурженка Анна Бессчастнова, наоборот, взялась за самую что ни на есть классическую пьесу Чехова. Она надеется оспорить расхожее мнение, что для театра кукол нужна некая специальная драматургия, а заодно решить собственные вопросы, связанные с «Чайкой».

– Мне кажется, самое важное в такой лаборатории, что мы все получаем нужную встряску. А пока у нас горят глаза, театр существует, – говорит Анна. – Я давно не делю театр на пластический, музыкальный и драматический. Просто понимаю, что у меня есть некая задача и разные средства, чтобы ее выполнить. Поэтому надеюсь, что в моем эскизе будет и музыка, и пластика, и вокал – все, что можно. И я уже спросила, где в театре лежит «хлам», будем выбирать.

Истории о времени

Дмитрий Шишанов из Красноярска работает над эскизом «Вишневый сон» по пьесе драматурга Вадима Леванова (нетрудно догадаться, что ее сюжет связан с чеховским «Вишневым садом»). «Мне хотелось визуально поразмышлять на тему истории нашей страны со времен революции, – говорит он. – В спектакле будут марионетки, планшетные куклы и частично живой план».

А барнаульский режиссер Мария Любецкая создала инсценировку известной повести французского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Дети Ноя». В истории о том, как католический священник в Бельгии спасал еврейских детей во время Второй мировой войны, Мария собирается совместить кукольную и драматическую формы. Пять кукол для спектакля сделаны из текстиля и веревочек по ее эскизам. При этом «лицо» – глазки и крупный нос – есть только у персонажа по имени мадемуазель Марсель:

– Это аптекарша, она печатает фальшивые документы на еврейских детей, спасая их, – объясняет актриса Ольга Кравченко, играющая этого персонажа.

– У остальных кукол не будет лиц, я специально взяла именно такую форму, потому что на самом деле это история, которая не имеет временных границ, мы все – дети Ноя и в той или иной степени проживаем ситуацию, которую описал автор, – говорит Мария Любецкая.

Кстати, далеко не все показы получившихся спектаклей пройдут на основной сцене театра «Сказка» в здании кинотеатра «Родина». Некоторые эскизы, возможно, будут демонстрироваться на лестницах и в других помещениях. Вход свободный, но время и возможность посещения лучше уточнить в кассе или на сайте театра «Сказка».

Фоторепортаж