«Контакт». Сериал, который наиболее реально описывает нашу жизнь

17:09, 22 октября 2021г, Культура 1016


«Контакт». Сериал, который наиболее реально описывает нашу жизнь Фото №1

Когда режиссера Евгения Стычкина, для которого «Контакт» – дебютный проект, спросили, про что его сериал, он ответил – про любовь. И про неумение выразить ее, эту любовь, про беспомощную невозможность рассказать о своих чувствах. Вероятно, поэтому им был выбран именно жанр драмеди, как наиболее реально описывающий нашу жизнь во всех ее нелепостях, сложностях и двойственности.

«Комедийная драма», или драмеди – поджанр трагикомедии, распространенный больше всего в телесериалах, тесно сочетающих в себе комедию и драму. Самое главное, что в основе драмеди не просто легкий сюжетец или незамысловатая история. Функция жанра – максимально раскрыть какую-то важную для общества тему, вовлекая зрителя в размышления и даже, если получится, в диалог.

Depeche Mode против Моргенштерна

В основе сюжета – печальная обыденность жизни: брошенный женой главный герой, в прошлом сыщик, ныне спивающийся сотрудник инспекции по делам несовершеннолетних Глеб Барнашов никак не может найти общего языка со своей дочерью-подростком Юлей. Грубо говоря, папа слушает Depeche Mode, а школьница предпочитает Моргенштерна, что находит, кстати сказать, отражение в саундтреке. Да если бы только в музыкальных пристрастиях было дело!.. Безнадежно устарелый, по мнению подростков, Барнашов выглядит и ведет себя как типичный мент – впрочем, почему как? Он такой и есть. Для него мир и все явления в нем довольно просты: вот преступник, вот мент. Ты убегаешь – я догоняю. Вот жена, вот муж. У них мир да любовь. Вот отец, вот дочь. Между ними доверие и забота... И вдруг эти незыблемые установки начинают рушиться: жена бросила, из убойного отдела выперли на несерьезную должность «усатого няня», а с нынешними трудными подростками больше не работают никакие подходы; дочь же не может простить отцу развода и того, что вынуждена жить с ним, а не с матерью. Положение усугубляется тем, что в школе Юля подвергается буллингу. Вот, кстати, прижившееся на нашей почве английское словечко «буллинг», гладкое, обтекаемое и вроде совсем не страшное. Гораздо приятнее и безопаснее русского слова «травля». «Тебя же травят!» – восклицает нетолерантный и неанглизированный Барнашов и лезет, фигурально выражаясь, своими ментовскими сапогами в гущу событий, вопреки дочкиному «не лезь!». И только все портит и усугубляет.

Гад-же-ты

Барнашову инстинктивно неприятна привязанность к смартфонам, планшетам; в словосочетании «социальная сеть» слово «сеть» его напрягает. «Ты только послушай, как это звучит: гад – же – ты! Гад же ты!» Но Юля смотрит на него как на больного и не желает дать отцу ни малейшего шанса: его попытки завести страничку «ВКонтакте» и напроситься к дочери в друзья встречают бан и презрительный вопрос: «А ты мне друг, что ли?»

И отец не находит ничего лучшего, чем воспользоваться служебным положением: в обмен на свободу вынудить несовершеннолетнего нарушителя подружиться с Юлей в Сети и дать ему пароль от своей учетной записи, чтобы хоть так, под прикрытием, следить за дочерью. Правда, возникает вопрос: что он там поймет, в подростковом отмороженном сленге, и помогут ли ему гаджеты наладить отношения с дочерью. Гад-же-ты, папа.

Что ты там мяукнул?

Вторая серия премьерного показа связана с Сетью напрямую: она начинается с выложенной в Интернет съемки. Малолетний садист снимает свои забавы – заживо варит котят. Когда видавший виды мент Барнашов просматривает запись, принесенную ему помощницей, он в ужасе отшвыривает телефон. А хладнокровный изверг собирает лайки. У него в блоге сотни тысяч просмотров и тысячи лайков. Душераздирающее мяуканье слушают сотни тысяч наших детей. И тысячам это нравится!..

Да, в конце выяснится, что начинающий маньяк страдает в кажущейся образцовой семье, где вся любовь родителей достается его младшему брату. Да, по замыслу сценаристов его следует пожалеть.

Но мне почему-то хочется повторить вслед за слетевшим с катушек ментом, прицелившимся в вопящего «дяденька, не надо!» малолетнего садиста: «Что ты там мяукнул?..»

Однако остаются те тысячи детей и подростков – помните? – которым понравилось зрелище. Лайк. Лайк. Лайк. Перепост.

«Жаль, что нищий»

В «Контакте» все актеры играют по-настоящему. По-настоящему хорошо. Даже совсем молодые, начинающие, подающие надежды. Они играют нашу жизнь, как она есть, со всеми ее нелепостями, гадостями, драмами. Избалованный отпрыск богатой семьи, учащийся в элитной школе, где в туалете хорошо одетый школьник продаст тебе дурь и даст совет, под какой таблеткой лучше трахаться, совершенно точно знает, что сказать растерянной матери в ответ на ее претензии. И, возвышаясь на голову над своей изящной мамашкой, строит грустные глаза и выдает: «Мама, я лох. Мне девочки не дают...» – а через мгновение, довольный результатом, радостно, откровенно ржет. И уходит. Девочки ему дают – он красивый, обаятельный, ухоженный и чистенький. Мама с папой постарались. А потом эта мама бежит к помятому менту, алкашу и неудачнику Барнашову с просьбой отлупить, что ли, ее сына. Она такая же, как сын, красивая, холеная и циничная. Она предлагает деньги, подарки, разговоры по душам... Наконец, себя. И, уходя из жалкого подвала, в котором ютится инспекция по делам несовершеннолетних, говорит фразу, многое объясняющую в нашем перевернутом мире: «Хороший ты мужик. Жаль, что нищий».

Плохие

В третьей серии мы узнаем, как будто мало было всего предыдущего, как еще наши детки могут нас удивить.

Юная мошенница размещает в Сети фотографии детей, умираю­щих от тяжелых болезней, и собирает деньги «на лечение». Денег у нее полно. Ментов она не боится. Если что – «Я скажу, что ты залез ко мне в трусы. Я буду очень сильно плакать. И мне поверят».

Кажется, нет такой гадости, которую под сенью Интернета не творили бы наши раскованные, обеспеченные, интеллектуально продвинутые... несчастливые?

«А вообще, бывают счастливые дети? – в отчаянии спрашивает Барнашов, пока еще не готовый сдаться. – Мы же им в попу дуем! Чего им не хватает?»

Так, может, они плохие?.. А может, мы?

Огнище

Цветовая гамма сериала напоминает работы молодых художников – городские пейзажи с легким налетом нуара. Команда сценаристов создала правдивую и искреннюю, местами мучительную историю, которую хочется смотреть дальше. Майков в главной роли нескрываемо прекрасен, даже там, где слегка чересчур давит Брэда Питта в «Бойцовском клубе».

Сериал и впрямь удался: рейтинги высоки как среди старшего поколения, так и среди юных. И это уже успех. «Контакт» идет на ТНТ по вечерам, и зрители смотрят, волнуясь, помирится ли Юля с отцом. Что ж, не забываем: в драмеди хеппи-энд вовсе не обязателен. Но желательна эволюция героев. Может быть, они исправятся. Может быть, мы исправимся. Может быть, наш, порой невыносимый даже для взрослых, мир исправится, наконец.

Ольга ДАШКЕВИЧ.

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж