Эксперты рассказали, что делать, если у ребенка проблемы с речью

18:38, 13 ноября 2021г, Общество 1745


Эксперты рассказали, что делать, если у ребенка проблемы с речью Фото №1
Эксперты рассказали, что делать, если у ребенка проблемы с речью Фото №2
Эксперты рассказали, что делать, если у ребенка проблемы с речью Миниатюра №3
Эксперты рассказали, что делать, если у ребенка проблемы с речью Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Половина детей края имеют те или иные нарушения речи. И примерно столько же родителей не считают сей факт проблемой, требующей  коррекции. Дескать, бабушка наша деревенская шепелявила и папа тоже, ничего же, жили, работали… В каком возрасте речь ребенка должна быть сформирована? И нужно ли бить тревогу, если этого не происходит?

«Хыхки» и «фыфки»

Из тех вопросов, что «АП» адресовала специалистам краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – Центр), – ни одного надуманного. Каждый – чья-то семейная история, а кто-то из читателей, может быть, узнает и свою.

Милый лепет наших крох… Так хочется сохранить все эти «тюхтельки», «махынки» и «вофадки»… Как можно дольше продержать свое чадо в «малышиках». Но есть и второй вариант этой семейной темы, когда взрослые попросту не обращают внимания на то, как говорит ребенок: «Работаем же, не до эстетики, лишь бы жив-здоров был». И вот уже детский сад позади, а звуков как не было, так и нет. Самая мелкая неприятность, которая может случиться с плохо говорящим первоклашкой, – его не будут понимать учителя. Следом тянутся неудачи в письме, чтении, которые не освоить без сформированной речи. И как бы вы ни лелеяли свое маленькое чудо, прислушайтесь к мнению специалистов Центра:

– Понятие нормы условно, но в пять лет ребенок должен говорить все звуки и до начала школьной жизни иметь хотя бы годовой стаж чистой речи. Допускается нарушение произношения единичного звука, как правило, это «р». Если при этом дошколенок говорит свободно, развернутыми предложениями и фразами, мы можем говорить о его готовности к школе.

Можно многое списать на гаджеты или плохую экологию, но почему все-таки растет число детей с нарушениями речи? Из сонма факторов едва ли не главным мои визави назвали… прогресс. Медицинские технологии, достигшие совершенства. Врачи-неонатологи научились спасать даже 500-граммовых крох, но обратная сторона этой медали – незрелость органов и систем глубоко недоношенных детей. Природу не обманешь: как из семечка сразу не появится бутон, так и речь не возникнет из пустого сосуда. Практика педиатров также подтверждает: отклонений от нормы у выхоженных ребятишек хватает, включая и речевые. Именно поэтому так выросла сегодня значимость логопедов и дефектологов. «Запрос общества – максимальный. У нас очередь на индивидуальные занятия с детьми уже на декабрь расписана», – констатируют специалисты Центра.

При этом, как ни парадоксально, нет общественного запроса на культуру речи. Шепелявят дикторы на радио, картавят телеведущие, и с грамматическими ошибками выкладывается информация на сайтах профильных ведомств…   

Советы асов

Любой родитель, знакомый с проблемой, скажет, что хорошего логопеда найти трудно. А в Центре акцентируют – «хорошего». Интернет пестрит объявлениями «лучших», «работающих по продвинутым методикам», «с гарантированным результатом». Выбрав специалиста-частника, первое, о чем вы должны его попросить, – показать диплом о базовом педагогическом образовании, подтвердить опыт работы с детьми. Иначе есть риск попасть под обаяние человека с сертификатом логопеда, прослушавшего в том же Интернете курс вебинаров. Нередко сотрудникам Центра приходится корректировать непрофессиональную «коррекцию».

Итак, нет полноценной речи – идем к логопеду. Или к дефектологу? Разобраться, кому куда, «АП» помогают специалисты Центра – учитель-дефектолог Алла Кузнецова и ее коллега логопед Юлия Цевелёва:

– Всё начинается с запроса родителей, с правильной его формулировки. Знаете, как на приеме у доктора. Если пациент не скажет четко, где и как болит, врачу трудно будет ему помочь. Обычно на первой консультации мы слышим, что «ребенок не говорит» или «не выговаривает некоторые звуки». Но во время комплексной диагностики выясняется, что проблема шире, она не только речевая. Это могут быть сопутствующие нарушения – слуха, зрения, интеллекта, и тогда включается междисциплинарная бригада – психолог, дефектолог, логопед. Первая наша задача – найти контакт с ребенком. Без него не получится развивать память, внимание, речь. Занимаемся с детьми очно, индивидуально или же дистанционно, если семья живет в далеком селе и не может приезжать к нам регулярно.

Рычи как лев!

Картинка из жизни. Шестилетнему Лёне ставят звук «р». Логопед дал задание на дом, и вместе с мамой они старательно рычат, тренируют язычок, трогательно заглядывают друг другу в рот, чтобы увидеть и запомнить правильное его положение. Вопрос: неужели можно настроить тонкий детский речевой аппарат дистанционно, если семья живет в Немецком национальном, скажем, районе, а до ближайшего логопеда – семь верст киселя хлебать? Вариант не просто реальный, а порой и единственно возможный, как констатируют сотрудники Центра: 

– Мы работаем как методический центр со специалистами края, по принципу «научи учителя», как краевое профессиональное методобъединение и еще множество образовательных программ удаленно реализуем. Знания, полученные от супервизоров, сельские логопеды и дефектологи применяют на местах, решая параллельно и еще одну острую проблему – кадровую, – сообщают собеседницы. – Да, каждый год АлтГПУ выпускает педагогов нужных Алтаю профессий, но ведь и край – огромный, с разрозненными сельскими территориями, и проблемных ребятишек с каждым годом все больше, мы сегодня говорим о нарастании сложных сочетанных проблем. Так что «дистанционка» выручает.      

К слову, сама Цевелёва – автор и разработчик «Виртуального логопедического пункта», проекта, в который в скором будущем войдут все районы края. Пока же Центр заключил договор с одим пилотным районом, Кытмановским.

Семья. Единственная

Среди подопечных Центра сейчас много ребятишек с кохлеарными имплантами. От природы лишенные слуха, без наших новых знакомых они оказались бы беспомощными в мире звуков.

– Одно дело, когда у нас есть опора на сохранный биологический слух, и совсем другое – когда ребенок услышал мир впервые с помощью кохлеарного импланта. Все надо начинать с нуля, и мы работаем междисциплинарной командой. Обязательно подключаются психолог, сурдопедагог, которых у нас в крае по пальцам одной руки пересчитать, и логопед на том этапе, когда уже понятно, в каком объеме нужна его помощь. Вот при такой комплексной реабилитации и полной поддержке родителей ребенок хорошо социализируется, учится в школе и вузе, – констатирует Алла Кузнецова, один из лучших дефектологов и сурдопедагогов краевого ресурсного центра реабилитации детей с кохлеарными имплантами.

Почему специалисты так настаивают на том, чтобы родители были деятельными участниками процесса, а не сторонними наблюдателями, вся миссия которых сводится к ожиданию сына или дочери за дверью логопедического кабинета? Потому что иначе успеха не достичь, каким бы золотым-серебряным специалист ни был. То, чего достигли вместе с ним на занятиях, необходимо закреплять упражнениями дома.

Преуспевает тот ребенок, у которого есть семейный образец культуры, речевой в том числе. Семья – единственная естественная среда ее формирования. Все остальные – группы, классы, иные коллективы – искусственные, временные.

Записаться на бесплатные консультации и занятия со специалистами Центра можно на https://ppms22.ru.

Интересные факты

Большинство детей в логопедических группах – мальчики. Специалисты полагают, что формирование их речи тормозит гормон тестостерон, который начинает вырабатываться в дошкольном возрасте.

Разговор включает в работу около ста мышц груди, шеи, челюстей, щек, языка и губ. Для запуска столь мудреного механизма нужно больше нейронов, чем, скажем, для забега на олимпийской дистанции.

Малыш не рождается готовым к речи, но чем чаще родители с ним говорят, тем быстрее пополняется его словарный запас, тем выше IQ. Такие дети серьезно опережают в развитии молчунов.

Лексический запас ребенка, накопленный к пяти годам, оказывает влияние на развитие и достижения, которых он добьется к 30-летнему возрасту.

Фоторепортаж
Блоги