«Нам нужна помощь!». Темпы развития химической промышленности в Алтайском крае снижаются

16:00, 17 октября 2021г, Экономика 643



Фото Андрей КАСПРИШИН

Химическая промышленность в Алтайском крае по итогам восьми месяцев демонстрирует падение на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то же время в целом по стране зафиксирован рост «химии» на 6,3%. О вызовах и перспективах отрасли говорили участники стратегической сессии, организованной региональным Министерством промышленности и энергетики.

«Алтайский химпром»

В частности, управляющий партнер «Алтайского химпрома» (АХП) Владислав Зырянов рассказал о новых направлениях деятельности предприятия, которые могли бы стать локомотивом его развития.

Руководству удалось с советских времен сохранить на заводе производство кремнийорганических жидкостей – ПЭС, имеющих уникальные свойства. Они кипят при очень высоких температурах, а замерзают при очень низких, не проводят электричество. Поэтому их используют как теплоносители, охлаждающие жидкости в точном литье, как диэлектрики в качестве рабочего тела в гидравлических системах, в термостойких лаках, красках.

Максимальная мощность производства ПЭС на «Алтайском химпроме» сегодня составляет 600 тонн в месяц. Это в разы меньше, чем мощности похожих установок в других странах. Но АХП – единственное в мире предприятие, которое использует «этиловую технологию», что дает выигрыш перед иностранными ПЭС, у которых температура замерзания на 80 градусов выше. Кроме того, наши ПЭС являются биологически разлагаемыми и экологически нейтральными продуктами. Их в «Алтайском химпроме» приобретают китайцы для производства косметических препаратов.

Кроме того, АХП производит адгезионные добавки к битумам, к буровым растворам и является единственным производителем в России полного цикла противотурбулентной присадки, которая позволяет снижать энергозатраты при перекачке нефти и увеличивать пропускную способность трубопроводов.

На базе ПЭС еще в советское время была создана гидравлическая жидкость 7-50-С3, которая применяется в военных самолетах.

«Сегодня российские гражданские самолеты используют американские гидравлические жидкости. Но 7-50-С3 имеет лучшие характеристики при сопоставимой стоимости. Однако ни от Росавиации, ни от Ростеха, ни от «ГосНИИ гражданской авиации» мы не услышали заинтересованности в ее применении. Они требуют дополнительных испытаний», – сообщил управляющий партнер АХП.

Зырянов попросил дистанционно участвующих в стратегической сессии представителей Минпромторга РФ убедить авиационных чиновников в перспективности отечественной жидкости. Испытанный и проверенный в боевых условиях продукт должен найти применение в гражданской авиации.

«Кроме того, нам нужна помощь во внедрении и согласовании с Росавтодором добавки «Экотерм», снижающей температуру и водопоглощение асфальтобетонной смеси», – попросил Зырянов чиновников.

«Нортек»

В свою очередь на бывшем Алтайском шинном комбинате, который сейчас управляется компанией «Нортек», дела идут неплохо.

Исполнительный директор ООО «Нортек» Владимир Яковлев рассказал, что его компания динамично развивается. Она участвует в четырех проектах по созданию гражданских и военных самолетов, испытывает шины для БТР и автомобиля «Барс».Но хотела бы стать площадкой для создания всероссийского центра компетенций по производству авиационных шин.

«У нас для этого есть и конструкторы, и серьезная научная база, включая лабораторию испытания шин и центральную заводскую лабораторию», – убеждал руководитель «Нортек» участников совещания.

Президент Владимир Путин еще в 2018 году поручил создать в стране такой центр, оснастив его стендом, позволяющим испытывать динамический и статистический дисбаланс шин для гражданской авиации. Таких установок в мире осталось всего три: в Европе, США и КНР, и стоят они порядка 700 млн рублей.

"Без государственных субсидий «Нортеку» такой стенд нет смысла покупать. «Мы не сможем его окупить, так как в стране создается слишком мало новых моделей гражданских самолетов, – объясняет Яковлев. – И новых в ближайшую пятилетку не планируется. Проще провести за 2,5 млн рублей испытания шин на стенде в Китае. А если покупать стенд, то нужны целевые инвестиции со стороны государства. Мы направляли соответствующее письмо в адрес Владимира Путина".

Исполнительный директор шинного завода объяснил, почему предприятие проигрывает конкуренцию иностранцам: «Китайские и американские производители запускают свою новую продукцию за полгода. Мы же вынуждены согласовывать пять лет документацию, потом два года проводить испытания».

Пожаловался Яковлев и на слабую господдержку: «Доля экспорта «Нортека» составляет 35%, но ни копейки субсидий мы не получили. Не работают и меры поддержки импортной логистики. Созданная в России транспортная система не позволяет нам ее получать. Дело в том, что в стране всего 2–3 крупных компании, способных предоставить документы, подтверждающие затраты, и, соответственно, дающие нам право на субсидии». Между тем для доставки готовой продукции предприятие использует 600 автомобилей ежемесячно.

«Алтайполикомпозит»

Исполнительный директор кластера «Алтайполикомпозит» Павел Третьяков, напротив, был доволен тем, как предприятиям, входящим в это объединение, помогает государство.

Они пользовались субсидиями из краевого бюджета на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий. В прошлом году поддержка превысила 650 тыс. В нынешнем сумма пока неизвестна, но консультациями предприятиям помогают региональные центры инжиниринга и кластерного развития.

«Алтайбиотех»

О том, что у алтайской химической промышленности все-таки есть будущее, стало понятно из выступления Александра Карлюка, гендиректора ООО «Алтайбиотех», являющейся управляющей компанией будущего технопарка в городе Бийске.

Мы не раз рассказывали о создании промышленного технопарка в Рубцовске в интересах Рубцовского завода запчастей. И вот «Алтайвитамины» тоже планирует построить в ближайшие два года подобный объект за бюджетные средства.

Пока проектно-сметная документация технопарка находится на государственной экспертизе и окончательного решения в Минпромторге РФ о выделении финансирования «Алтайвитаминам» не принято. Если все сложиться для бийчан удачно, то это будет первый в стране технопарк, специализирующийся на фармацевтическом производстве. 

Основной трехэтажный корпус общей площадью 12 тыс. кв. м оснастят оборудованием, позволяющим вести безотходную переработку растительного сырья, лабораториями и «чистыми комнатами», соответствующими международному стандарту GMP.

Идея технопарка заключается в том, чтобы создать условия для взаимодействия предприятия крупного бизнеса с малыми компаниями. Пока подписаны соглашения с семью потенциальными резидентами технопарка. Одни будут специализироваться на первичной упаковке по стандарту GMP, другие на выпуске БАД в различных формах (порошки, капсулы, таблетки).

В технопарке появится 168 рабочих мест плюс 32 сотрудника управляющей компании.

Стоимость проекта – 677 млн рублей, из них федеральные средства составят 500 млн, еще 5 млн пойдет из краевого бюджета. Остальное – деньги управляющей компании, которые будут направлены в основном на приобретение технологического оборудования.  Резиденты также войдут в проект со своим оборудованием.

«Сибирская содовая компания»

«Сибирская содовая компания» (СДК) планирует создать в Малиновом Озере (Михайловский район) завод по производству кальцинированной соды.

Директор СДК Сергей Лукьянцев сказал, что если удастся в этом году оформить участок под строительство предприятия, то через 2,5 года оно войдет в строй.

Объем производства соды запланирован на уровне 55 тыс. тонн в год. Этот продукт активно используют в стекольном производстве.

Как рассказал Лукьянцев, партнерами завода будут стекольные предприятия, расположенные в соседних регионах, а в перспективе можно создать такое производство и в Алтайском крае.

Вложения в проект составят 1,43 млрд рублей. Инвестор предполагает использовать собственные средства и заемные, в том числе от Фонда развития промышленности.

Предложения промышленников края к Минпромторгу РФ

1. Мы хотим от властей здорового протекционизма в адрес российских производителей хотя бы на внутреннем рынке.

2. Обеспечьте внедрение фундаментальных разработок в производство. Сегодня они лежат в архивах НИИ невостребованными. У нас нет финансовой возможности проводить многолетние испытания и доводить продукт от лаборатории до промышленного производства.

3. Необходимо снижение энерготарифов и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. За каждый рубль, выданный сотруднику, приходится отчислять 46 копеек в государственные страховые фонды.

Новости