Алтайская предпринимательница рассказала, как развивала бизнес, начав с малого

08:00, 01 декабря 2019г, Экономика 1703


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

«Каждый должен зарабатывать себе деньги как он может», – считает романовская предпринимательница Тамара Коляда. В ее семье у каждого свои магазины. Но последнее время зарабатывать торговлей становится всё сложнее, приходится искать новые ниши.

Как начинали

Тамара Коляда по профессии торговый работник. Свой трудовой путь начинала в некогда лучшем в крае Романовском райпо товароведом по закупу сельхозпродукции. Когда настали так называемые лихие девяностые, зарплаты перестали платить, предприятия останавливались.

Времена были тяжелые, денег нет, на руках маленький ребенок, вспоминает Тамара Васильевна, но они с мужем Геннадием тогда еще были молодые, полные сил. Оба только закончили учебу, получили дипломы. Муж работал мастером производственного обучения в местном ПТУ, но, когда училище не смогло набрать группу по обучению механизаторов, пришлось уволиться. И Геннадий решил попробовать себя в бизнесе.

Продали цветной телевизор, родители помогли, и на эти деньги глава семьи на выезде из села открыл шиномонтажную мастерскую в обычном металлическом вагоне. Тут же стал торговать автозапчастями, которые брал на реализацию. А в соседнем вагоне сделал пельменную.

Постепенно дело пошло. К пельменной пристроил шашлычную, рядом открыл магазин автозапчастей. Бизнес приносил неплохой доход. 

А Тамара продолжала работать в райпо, надеялась, что крайпотребсоюз поддержит торговлю, всё наладится. Но надежды не оправдались. В 1999 году она уволилась, и когда появилась возможность недорого купить возле дома бывшее здание сберкассы, то Коляда не упустила этот шанс. Два года делала ремонт и открыла продуктовый магазин.

Тамара приняла на работу своих сослуживцев из райпо, так что с поиском квалифицированных кадров у нее проблем не возникло.

Как развивались

То было отличное для торговли время, когда еще в села не зашли сетевые магазины. Занимайся чем хочешь. Местные предприниматели заводили ларьки и целые магазины. Через каждые два-три года Тамара Коляда открывала в Романово новую торговую точку.

«Мы, конечно, не думали, что будет много магазинов, – говорит она. – Но такова наша торговая стезя: есть возможность развиваться – двигаешься вперед. Одно открываешь, другое закрываешь».

Предпринимательница вспоминает кризис 1998 года, который серьезно всех прижал. От него отходили, наверное, года четыре. Потом власти стали ужесточать требования к придорожному сервису: заставляли вместо временных строить стационарные объекты. Супруги посчитали, что это экономически невыгодно, и перенесли часть бизнеса в село, а часть закрыли. «Я считаю, что вовремя, потому что каждый проект имеет свой цикл. Вначале он развивается,  потом по объективным причинам погибает, и важно вовремя от него избавиться», – говорит предпринимательница.

В 2009 году их сын Сергей окончил экономический факультет АГУ и решил идти по стопам родителей, но торговать не в райцентре, а в крупных селах Романовского района, где конкуренция гораздо ниже. При финансовой поддержке родителей начинающий предприниматель открыл универсальные магазины в поселке Тамбовском, селах Гилев Лог и Дубровино. Поначалу родители ему подсказывали, как лучше вести дела, а теперь Сергей прекрасно справляется сам, считает мать. Она говорит, что сейчас предпринимателям технологически легче работать. Раньше приходилось самостоятельно закупать товар, выискивать по базам, где дешевле. Теперь вся информация в Интернете, заявку сделал в электронном виде – и тебе поставщики что надо привезли.

И противостояли сетям

Но если в селах торговля еще как-то дышит, то в райцентрах, куда пришли сети, выручка в магазинах местных предпринимателей стала сокращаться.

Тамара Коляда – член Общественного совета при краевом управлении по развитию предпринимательства. «Я согласилась войти в совет, чтобы защищать интересы предпринимателей нашего района и доносить их проблемы до краевых властей, – объясняет она свое решение. – Однако наше мнение не всегда учитывают. Сельские торговые предприниматели молили власти, чтобы не пускать в села сети».

Но выполнение таких просьб противоречит антимонопольному законодательству, которое позволяет одному субъекту занимать до четверти рынка. Правда, если в райцентр пришли три сети, то они могут занять 75%.

Между тем сети почти не платят налоги в местный бюджет, вывозя деньги жителей села, считает Тамара Коляда, тем самым подрывают базу для развития местного бизнеса. Если в конце девяностых годов в Романовском районе было более тысячи предпринимателей, то сейчас и сотни не наберется. Соответственно, и налоги от них в местный бюджет снизились.

Давление на бизнес

Последние три года покупательная способность населения снижается. И в сетях сокращается выручка, и у местных предпринимателей. Народ покупает только самое необходимое.

А тут еще государство придумывает новые системы контроля за торговой деятельностью, что приводит к дополнительным издержкам для бизнеса.

Если к введению онлайн-касс Тамара Коляда еще относится с пониманием, то «Меркурий» совсем не одобряет. Из-за этой системы контроля повысились цены на продукцию животного происхождения, потому что за оформление электронных ветеринарных сопроводительных документов приходится платить. А они возникают по всей цепочке: от производителя до продавца, включая посредников. Эти затраты входят в цену товара.

«Меркурий» призван отследить источник фальсификации товара, но мы работаем через банк с давними клиентами, которые себя хорошо зарекомендовали. С левыми фирмами, предлагающими подозрительно дешевый товар без документов да еще за наличный расчет, я вообще не разговариваю, – заверяет предпринимательница. – Явно они хотят всучить некачественный товар. Зачем мне проблемы? Сэкономишь рубль – завтра придет сотрудник Роспотребнадзора и оштрафует. Никакой экономии, один убыток».

То же можно сказать и про ЕГАИС. Система контролирует, чтобы магазины не продавали фальсифицированный алкоголь. Но масса людей в селах торгует самогоном или непонятного качества водкой и коньяком из Казахстана. Люди покупают, потому что это дешевле, спиваются и травятся. А у предпринимателей, которые платят налоги, у которых стоят онлайн-кассы, ЕГАИС, продажи спиртного упали в десять раз.

Тамара Коляда в этом году отказалась от лицензии на алкоголь в заведениях общественного питания, а когда закончится срок лицензии на водку в рознице, не собирается покупать новую. «Я вам могу сказать прямо: алкоголь на данный момент не является приоритетной группой товаров в сельских магазинах», – констатирует предпринимательница, предлагая решать проблему нелегального спиртного правоохранителям, депутатам и общественникам. 

Перспективная ниша

Последние пять лет Тамара Коляда осваивает другую нишу – общественное питание. Как раз то, с чего начинал бизнес ее муж, но уже на более цивилизованном уровне.

В 2014 году она выиграла конкурс на губернаторский грант, получила 1,3 млн руб. Эти средства помогли построить кафе.

Зайдя в общепит, предпринимательница решила и дальше развиваться. Купила старое здание столовой. Сделала ремонт, оснастила новым оборудованием.
12 июня этого года состоялось открытие заведения.

Общественное питание – перспективное для Романово направление бизнеса, считает Тамара Коляда. В минувшем сезоне район посетили около 50 тысяч туристов. Их привлекают озера и реликтовые леса. Хорошо прошел фестиваль вареника.

Но и зимой столовая с кафе не простаивают. Люди едут из сел в райцентр в больницу, МФЦ, Сбербанк. Всем им надо где-то обедать. Ходят в столовую офисные работники, забегают за пирожками школьники.

Сейчас Тамара Коляда собирается расширять в столовой цех по выпечке хлебобулочных изделий, которых явно в районе не хватает после закрытия хлебозавода.

На днях она представила в краевое управление по предпринимательству бизнес-план, чтобы получить 1,4 млн руб. на покупку итальянского хлебопекарного оборудования.

Недавно бизнесвумен приобрела хлебовоз на средства Алтайского фонда микрозаймов. Два миллиона взяла под 6%. Это гораздо выгоднее, чем брать кредит в банке. Тем более АФМ готов менять условия выплат в зависимости от финансового положения заемщика.

Получается, что, несмотря на объективные трудности, действительно предприимчивые, талантливые в бизнесе люди находят варианты развития. Так что и остальным не стоит падать духом.

Фоторепортаж